Фото дня: галактическое око

Представленное изображение, опубликованное на сайте миссии Hubble, демонстрирует завораживающую  картину, чем-то напоминающую «око». Это «око» состоит из звезд, пыли и газа, закрученных в гигантский водоворот, в центре которого скрывается сверхмассивная черная дыра.

Галактика NGC 1097 (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, D. Sand, K. Sheth

Перед нами центр галактики NGC 1097. Она расположена на расстоянии 48 млн световых лет от Млечного Пути в созвездии Печь. NGC 1097 представляет собой спиральную галактику с перемычкой. На снимке Hubble можно рассмотреть некоторые детали ее структуры, включая протянувшиеся через центр темно-красные пылевые полосы и густо усыпанные яркими звездами спиральные рукава.

Как получают цветные космические фотографии

Снимок NGC 1097 был сделан двумя главными инструментами телескопа Hubble: камерой широкого поля WFC3 (Wide Field Camera 3) и камерой ACS (Advanced Camera for Surveys).

Мысль о том, что для получения снимка нужно использовать сразу две камеры контринтуитивна. Но надо понимать, что человеческий глаз способен фиксировать световые волны на оптических длинах волн примерно от 380 до 750 нм, используя три типа рецепторов, каждый из которых чувствителен только к части этого диапазона. Наш мозг интерпретирует эти определенные длины волн как цвета.

Камеры космических телескопов, подобные WFC3 или ACS, наоборот, чувствительны к одному широкому диапазону длин волн, чтобы максимизировать количество собираемого света. Необработанные изображения с телескопов всегда отображаются в оттенках серого и показывают только количество света, захваченного на всех этих длинах волн.

Для превращения этих черно-белых изображений в цветные используются фильтры. Они пропускают только свет на строго определенной длине волны. Затем изображения, полученные с использованием разных фильтров, складываются воедино, что позволяет создать цветной снимок вроде того, что представлен выше.

Вы также можете полюбоваться сделанным телескопом Hubble снимком звездного джета.