Эхо Большого взрыва: обнаружен гигантский объект размером миллиард световых лет

В холодной глубине космоса, неподалеку от Млечного Пути, астрономы обнаружили скопление галактик в форме впечатляющего гигантского пузыря. Астрономы считают, что это открытие может быть реликтом ранней Вселенной.

Ho'oleilana
Обнаруженный «пузырь» Ho’oleilana размером в миллиард световых лет в диаметре. Фото: cea.fr

Это скопление получило название Ho’oleilana. Его особенности указывают на наличие барионных акустических колебаний (БАК) — следы акустических волн, которые путешествовали по пространству в древние времена Вселенной, прежде чем застыть на месте. Барионные акустические колебания могут быть найдены во всем космосе, но Ho’oleilana, расположенная «всего» в 820 млн световых лет от нас, поразила астрономов своими невероятными размерами.

Астроном из Гавайского университета Брент Талли отмечает: «Мы случайно наткнулись на это скопление. Оно настолько огромно, что охватывает весь сектор неба, который мы изучали. Его размеры в один миллиард световых лет превышают наши теоретические ожидания. Если наше понимание формирования и эволюции этой структуры верно, то Большой взрыв был ближе к нам, чем мы предполагали, что свидетельствует о значительно более высокой скорости расширения Вселенной».

Точные измерения

Ученые совершили открытие на основе каталога Cosmicflows-4, который включает расстояния до 55 877 галактик, находящихся в конкретном секторе неба. Для достижения максимальной точности измерений они использовали восемь различных методик. Только после того, когда известно, насколько далеко расположены галактики, становится возможным установление закономерностей их плотности и расположения.

Результатом этих наблюдений стала интересная картина: большое кольцо, размером примерно в 1 млрд световых лет в диаметре, с галактиками, которые более плотно группируются в центре. Эта структура отмечена как следствие барионных акустических колебаний.

Физика ранней Вселенной

В ранний период истории Вселенная была наполнена горячей и плотной плазмой, подобной жидкости. Внутреннее гравитационное притяжение конфликтовало с внешним давлением излучения, что создавало сферические акустические волны, пронизывающие плазму. Со временем Вселенная охладилась, и свободно движущиеся частицы смогли собраться в атомы примерно за 380 тыс. лет после Большого взрыва. Внешние акустические колебания прекратились и стали областями повышенной плотности материи с радиусом около 150 мегапарсек (490 млн световых лет).

На самом деле это сферические структуры, которые воспринимаются как кольца через перспективу. Эти структуры имеют большое значение для науки. Они могут быть использованы для измерения космических расстояний, поскольку их размеры известны точно, и для изучения расширения Вселенной. Но обнаружить их возможно только тогда, когда мы поймем, как галактики объединяются в их скоплениях.

Космограф из Университета CEA Париж-Сакле Даниэль Помареде отмечает: «Я картографирую группу галактик, и картографирование Ho’oleilana в трех измерениях помогает нам разогнать ее и выяснить ее взаимосвязь с окружающей средой. Это увлекательный процесс, позволяющий рассмотреть огромную оболочку Ho’oleilana под другим углом и понять, как она вписывается в историю Вселенной».

Важной частью Ho’oleilana являются такие структуры, как Войд Волопаса — сферическая разреженная область галактик с диаметром 400 млн световых лет, Большая стена Кома и Большая стена Слоуна, состоящие из частей оболочки, а также Сверхскопление Волопаса, которое почти отсутствует в центре «пузыря».

Учитывая, что размеры этого «пузыря» больше, чем предполагалось, открытие Ho’oleilana может свидетельствовать о том, что Вселенная расширяется быстрее, чем мы думали. Обычно оценки скорости расширения колеблются от 67 до 74 км/с на мегапарсек. Ho’oleilana показывает значение в 76,9 км/с на мегапарсек.

Исследователи отмечают, что для разгадки этой увлекательной головоломки требуются дальнейшие наблюдения и анализ.

Ранее мы сообщали о том, как VLT обнаружил гигантское прото-сверхскопление галактик.

По материалам cea.fr.