Ученые определили места расположения древних марсианских озер

Группа планетологов из Исследовательского центра Эймса (Ames Research Center) и Института SETI идентифицировала сеть древних марсианских озер, некогда существовавших на северо-востоке равнины Эллада — огромной низменности, расположенной в южном полушарии Красной планеты.

Древний Марс в представлении художника. Источник: Michael Lentz / NASA Goddard Conceptual Image Lab.

По словам исследователей, многочисленные углубления этого региона периодически заполнялись водой из различных источников — атмосферных осадков, грунтовых вод и рек. Часть из этих временных озер располагалась на дне свежих ударных кратеров, часть — в низменностях, образовавшихся в результате тектонической активности. Одни служили источником протянувшихся на сотни километров природных каналов, другие являлись проточными или бессточными.

Также ученые обнаружили следы, оставшиеся после катастрофических наводнений, по всей видимости, связанных с извержениями расположенных в этом регионе вулканов. Потоки воды, мощность которых оценивается в сотни тысяч кубометров в cекунду, прорезали глубокие овраги в покрывающем равнину слое вулканических отложений.

Вокруг одного из древних марсианских водоемов был найден ровный слой осадочных пород, напоминающих обнаруженные вблизи минеральных озер в Патагонских Андах. Не исключено, что марсианский климат во времена образования отложений напоминал условия в этом уголке Земли. В целом же находка говорит о том, что древний Марс был более гидрологически активным миром, чем считалось ранее.

Ученые нашли нейтронные звезды на орбитах подобных Солнцу светил