Распределение температур внутри Земли вызывает магнитные аномалии

Ученые открыли неравномерность распространения тепла от ядра к поверхности Земли. Считается, что это явление вызывает магнитные аномалии над некоторыми районами. Они могут создать проблемы со спутниковой связью.

Магнитное поле Земли
Магнитное поле Земли. Источник: www.smithsonianmag.com

Земное ядро — источник тепла и магнитного поля

Геофизики из университета Лидса уверяют, что они поняли, как в земном магнитном поле возникают неравномерности, которые мы называем аномалиями. По их мнению, причиной являются особенности распределения тепла внутри Земли.

И внутреннее тепло, и магнитное поле нашей планеты рождаются в ее внешнем ядре. Это огромный шар жидкого железа, раскаленный радиоактивным распадом до 5000 градусов и вращающийся с большой скоростью, создавая эффект динамо-машины.

Над ядром находится мантия, в которой возникают конвективные потоки, относящие тепло в сторону поверхности. Новое исследование показало, что этот процесс не происходит равномерно по всему объему нашей планеты, и именно это вызывает магнитные аномалии.

Как возникают магнитные аномалии

Сейсмический анализ показал, что есть особенно горячие регионы мантии. Компьютерное моделирование, проведенное исследователями, показало, что в этих зонах охлаждение ядра идет медленнее из-за малого перепада температур. Как следствие, конвективные потоки значительно слабее, а вместе с ними и магнитное поле распространяется слабее.

Особенно горячая мантия находится под Африкой и Тихим океаном. Вполне возможно, что именно с ней связана известная уже достаточно давно магнитная аномалия над Южной Атлантикой. Магнитное поле в этом районе настолько слабое, что при повышенной активности Солнца регулярно возникают проблемы со спутниками или просто со связью.

Ранее о причинах возникновения этой аномалии ученые могли только гадать. Потому и то, как долго она может существовать, оставалось неизвестным. Однако теперь понятно, что изменение потоков на границе ядра и магмы может длиться десятки миллионов лет, поэтому можно утверждать, что она там будет сохраняться еще долго.