Рентгеновское излучение красных карликов может стерилизовать планету

Вопрос о возможности существования жизни в системах сравнительно холодных маломассивных красных звезд (красных карликов) является одним из ключевых в астробиологии. С одной стороны, такие светила составляют порядка 75% от всей звездной популяции Млечного Пути, а срок их жизни может измеряться триллионами лет.С другой стороны, красные карлики очень тусклы и при этом крайне нестабильны. Они могут в течение коротких промежутков времени сильно менять свою светимость и производить исключительно мощные вспышки. Зона обитаемости в их системах расположена на очень небольшом расстоянии от звезды. Находящиеся там планеты будут подвергаться интенсивному воздействию со стороны центрального светила, которое может уничтожить любую потенциальную жизнь.

Группа немецких астрономов решила изучить возможное влияние вспышек красных карликов на планеты в их зоне обитаемости. Для этого исследователи выбрали звезду AD Льва, находящуюся на расстоянии 15,9 световых лет. Анализ изменений радиальной скорости светила говорит о том, что вокруг него обращается как минимум одна массивная планета с массой в 0,23 юпитерианских. Но пока что эти данные не подтверждены результатами других наблюдений.

Поверхность планеты в обитаемой зоне красного карлика в представлении художника. Источник: ESO

В феврале этого года астрономы зарегистрировали у AD Льва мощную вспышку. Наблюдения показали, что в отличие от солнечных, она не сопровождалась корональным выбросом массы и, следовательно, не должна была затронуть атмосферы потенциальных экзопланет в ближайших окрестностях этой звезды. Это хорошая новость для сторонников поиска жизни в системах красных карликов. Многие астрономы считают, что такие звезды могут полностью «сдуть» атмосферы своих планет.

Плохая новость заключается в том, что вспышка сопровождалась мощным рентгеновским излучением. Согласно созданной исследователями модели, оно легко «прорвалось» бы через озоновый слой и стерилизовало бы поверхность планеты. Более того, как показывают расчеты, всего за 2 года рентгеновское излучение красного карлика уничтожило бы 94% озонового слоя, эквивалентного земному. Таким образом, жизнь на гипотетических планетах в зоне обитаемости AD Льва смогла бы существовать лишь в океанах.

По материалам: http://astrobiology.com