Дырявый «Союз» подгорел при посадке

Российский космический корабль «Союз МС-22», утечка охладителя из которого привела к кризису на Международной космической станции, сведен с орбиты. Его обгорелый спускной аппарат оказался посреди казахской степи.

Посадка капсули «Союз МС-22»
Посадка капсулы «Союз МС-22». Источник: «Роскосмос»

Самый проблемный русский корабль

Космический корабль «Союз МС-22», который этой зимой вызвал немало проблем из-за утечки охладителя, наконец завершил свой полет в казахской степи. Он начался в сентябре 2022 года, когда к Международной космической станции прибыли российские космонавты Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин, а также американский астронавт Фрэнк Рубио.

Планировалось, что этим же кораблем они и возвратятся назад. Однако 14 декабря, примерно через три месяца после запуска, на «Союзе» произошла утечка жидкости из системы охлаждения. Это угрожало экипажу перегревом при входе в атмосферу.

«Роскосмос» тогда искал способ починить корабль, говорил, что причиной повреждения был микрометеорит. В конце концов, с ремонтом не сложилось, и объявили, что запустят на станцию новый. Между тем подобный казус произошел на грузовом корабле «Прогресс», и стало ясно, что это какие-то проблемы при сборке корабля на Земле.

Наконец, 23 февраля россия направила на станцию другой корабль, поскольку космонавты оказались в ловушке. Теперь планируется, что Прокопьев, Петелин и Рубио вернутся на нем на Землю только в августе этого года. Таким образом, они, вместо запланированных полгода на орбите, пробудут там год.

«Союз» в Казахстане

Сам же несчастливый «Союз МС-22» решили свести с орбиты и посадить его спускной аппарат в Казахстане. На нем на Землю было возвращено около 218 кг результатов экспериментов и ценных грузов. Что они собой представляют, не сообщается.

Обгорелая капсула
Обгорелая капсула. Источник: «Роскосмос»

28 марта в 11:57 по киевскому времени «Союз» отстыковали от станции. Обычно с этого момента до входа в атмосферу проходит около 2,5 часа. Однако на этот раз корабль летел без экипажа, поэтому спуск начался уже через 55 минут.

При вхождении в плотные слои атмосферы корабль, как обычно, разделился. Большая его часть сгорела полностью, оставив только спускной аппарат, который сильно обгорел, но все же смог раскрыть парашют, о чем российские СМИ с гордостью заявили. Очевидно, не было уверенности, что капсула не врежется на полной скорости в Землю.

Теперь инженеры должны открыть «подкопченный» спускной аппарат и узнать, какие же на самом деле температуры были внутри при входе в атмосферу и чем это угрожало космонавтам.