Две периодических кометы сентября

Недавно открытая комета Нишимуры в середине сентября скрылась в солнечных лучах и стала недоступной наблюдателям Северного полушария, чтобы вернуться через 435 лет. Но это не значит, что осеннее небо осталось без «хвостатых звезд». На самом деле сейчас на небесной сфере находятся два объекта этого класса, которые можно увидеть в небольшие любительские телескопы. Это комета Энке и комета Хартли 2. Последняя из них была открыта в 1986 году, а первая известна человечеству с конца XVIII века.

Долгая история кометы №2

Первым комету Энке, которая тогда еще так не называлась, увидел 17 января 1786 года французский астроном Пьер Мешен. Во время возвращения 1795 года ее нашла Кэролайн Гершель — сестра известного английского ученого Уильяма Гершеля. В 1805-м к открытию этой «хвостатой звезды» оказался причастен еще один француз — известный «охотник за кометами» позапрошлого века Жан-Луи Понс. В том году ее впервые наблюдали невооруженным глазом. В 1819-м немецкий астроном Иоганн Франц Энке наконец «связал» между собой все известные появления этого тела и доказал, что это действительно одна и та же комета с периодом 3 года и 4 месяца (точнее, 1205 дней), которая должна вернуться в 1822-м. Предсказание ученого осуществилось — между прочим, второй раз в истории астрономии. Поэтому в кометных каталогах этот объект имеет номер 2 с индексом «P», что означает «периодическая» (2P/Encke). Под номером 1 там значится знаменитая комета Галлея.

Комета Энке имеет самый короткий орбитальный период среди всех небесных тел, стабильно демонстрирующих кометную активность. Конечно, при таких частых возвращениях во внутренние области Солнечной системы и перигелии вблизи орбиты Меркурия ее ядро сильно нагревается и постоянно теряет большие объемы летучих веществ, ответственных за формирование комы и хвоста. Поэтому абсолютный блеск кометы, который она имела бы на расстоянии 1 а.е. от Солнца и наблюдателя, постепенно снижается. Невооруженным глазом ее в последний раз видели в июле 1997 года, во время теснейшего в истории сближения с нашей планетой. Но тогда она наблюдалась только в Южном полушарии.

Изображение кометы Энке, полученное Геральдом Реманном и Михаэлем Егером в ноябре 2003 года, во время ее наибольшего сближения с Землей с начала XXI века

Осенью текущего года условия видимости кометы Энке складываются не наилучшим образом. В первых числах сентября в начале утренних астрономических сумерек на широте Киева она успевала подняться над горизонтом на 40°, однако ее яркость в это время ненамного превышала 12-ю звездную величину, поэтому для наблюдений требовались инструменты с диаметром объектива не менее 15 см. К тому же в это время ночное небо сильно засвечивала Луна. 9 сентября ее серп оказался в 8° от 2P/Encke, а 12-го она сама прошла на расстоянии 50 угловых минут от Кастора — второй по блеску звезды созвездия Близнецов. Примерно в те же дни ее яркость достигла 11-й величины, «хвостатую звезду» начали активно наблюдать астрономы-любители. Некоторые недавние оценки дают ей блеск порядка 10ᵐ. Однако к началу сумерек комета сейчас поднимается всего на 30° над горизонтом.

24 сентября 2P/Encke пройдет в 0,901 а.е. (135 млн км) от Земли, что станет наиболее тесным сближением с ней в нынешнем появлении. Ожидается, что ее яркость возрастет до 9ᵐ. Она будет находиться примерно в одном градусе от звезды κ Льва. 28 сентября комета окажется в градусе южнее ε Льва, а двумя днями позже — в 12° от Венеры. Правда, в это время ее наблюдениям снова будет мешать Луна. Наконец, утром 1 октября она станет ярче 8ᵐ. В этот день ее можно будет увидеть в градусе от яркой звезды Алгиеба (γ Льва), в начале астрономических сумерек она все еще будет подниматься до 18° над горизонтом. Но в дальнейшем условия ее видимости резко ухудшатся, даже несмотря на то, что блеск кометы достигнет 6-й величины. 12 октября возле нее снова пройдет серп старой Луны, а еще через несколько дней она окончательно скроется в солнечных лучах. Перигелий она пройдет 22 октября. Следующее ее появление состоится в 2027 году.

Комета Хартли 2 — близкая и далекая

26 сентября, через два дня после кометы Энке, к Земле приблизится комета Хартли 2. Расстояние до нее будет значительно меньше и составит 0,383 а.е. (57 млн км). Ожидается, что ее блеск в это время превысит 8-ю звездную величину.

Английский астроном Малколм Хартли причастен к открытию 10 комет и трех астероидов. Большую часть своей научной карьеры он проработал на австралийской обсерватории Сайдинг Спринг, где 15 марта 1986 года заметил свою вторую «единоличную» периодическую комету, получившую его имя с индексом 2 и каталожное обозначение 103P/Hartley. Расчеты показали, что она обращается вокруг Солнца с периодом не более 6 лет и может приближаться к нему на расстояние 0,95 а.е. (142 млн км). Причем вблизи перигелия это небесное тело проходит совсем недалеко от земной орбиты, а значит, потенциально может тесно сближаться с нашей планетой.

Комета Хартли 2 в начале октября 2010 года прошла недалеко от «двойного скопления» h-χ Персея. Это редкое сближение запечатлел известный австрийский астрофотограф Михаэль Егер

Именно это и произошло в октябре 2010 года, когда расстояние между 103P/Hartley и Землей уменьшилось до 0,121 а.е. (18 млн км). Тогда в условиях темного незасвеченного неба комету можно было увидеть невооруженным глазом, а в небольшие бинокли она выглядела круглой зеленоватой туманностью, внутри которой просматривались околоядерное сгущение и небольшой хвост. Правда, кометная орбита к тому времени заметно изменилась под действием гравитации планет, и ее перигелий вышел за пределы земной орбиты. Но все равно это было самое тесное сближение с кометой Хартли в XXI веке.

4 ноября 2010 года в 700 км от ядра 103P/Hartley пролетел космический аппарат Deep Impact и провел его детальные исследования в рамках миссии EPOXY. Благодаря этому мы теперь имеем его детальные изображения и знаем, что по форме оно напоминает гантель длиной 2,3 км.

Изображение ядра кометы Хартли 2, полученное 4 ноября 2010 года космическим аппаратом Deep Impact. Хорошо заметны струи газов и пыли, извергающиеся из ядра. Источник: NASA

В середине сентября 2023 года суммарный блеск 103P/Hartley превысил 10-ю величину, и она стала доступной небольшим любительским инструментам. Правда, ее наблюдения требуют внимательности и темного неба: комета выглядит как большая туманность с низкой поверхностной яркостью. Малейшая засветка или легкая дымка могут сделать поиски напрасными. В день максимального сближения с Землей «хвостатая гостья» окажется в 2° южнее звезды θ Возничего и будет двигаться на юго-запад со скоростью 1,5° в сутки.

Путь кометы Хартли 2 среди звезд в октябре 2023 года. Источник: Wiener Arbeitsgemeinschaft für Astronomie

В последующие дни комета будет удаляться от Земли, но продолжит приближаться к Солнцу, за счет чего ее яркость еще немного возрастет. Возможно, у нее появится достаточно выразительный хвост. Перигелий она пройдет 12 октября. В этот день ее окажется нетрудно найти перед рассветом примерно в градусе восточнее звезды Васат (δ Близнецов). Далее условия для наблюдений этого небесного тела будут только ухудшаться: его блеск начнет быстро падать и в середине ноября станет меньше 11ᵐ. Вновь комету Хартли 2 мы увидим в 2030 году.

Кстати, с кометой Энке связан «двойной» метеорный поток Таурид, наблюдаемый в начале ноября. Он образовался в те времена, когда кометная орбита пролегала ближе к земной.