Комета Нишимуры: сложная цель

В конце января к Земле приблизилась комета C/2022 E3 (ZTF). При условиях достаточно темного ночного неба внимательные наблюдатели даже видели ее невооруженным глазом, а СМИ успели объявить ее самой яркой кометой года. Впрочем, на этот раз, похоже, предсказание оказалось неверным: 12 августа японский астроном Хидео Нишимура открыл новую «хвостатую звезду», которая с высокой вероятностью станет еще ярче. Правда, условия для ее наблюдений будут гораздо хуже.

Комета получила обозначение C/2023 P1. В день, когда ее открыли, она имела блеск около 11-й звездной величины, то есть уже была доступна сравнительно небольшим телескопам. Столь яркие объекты астрономы не обнаруживали уже давно. Анализ кометной орбиты показал, что в течение трех месяцев перед открытием «хвостатая гостья» двигалась по небесной сфере, не удаляясь от Солнца более чем на 30°. Автоматические телескопы, постоянно ведущие поиск новых тел Солнечной системы, этот участок неба не обозревают, да и многочисленные «охотники за кометами» тоже обходят его вниманием. Поэтому комета Нишимуры так долго оставалась незамеченной. Расчеты также показали, что перигелий она пройдет на расстоянии 0,221 а. е. (33 млн км) от нашего светила 17 сентября, а ее угловое расстояние от него в этот день составит всего 12°.

Комета Нишимуры 18 августа 2023 года. Источник: Dan Bartlett, NASA

Тут стоит вспомнить, что 12° — это глубина погружения Солнца под горизонт, при которой заканчиваются навигационные сумерки и начинаются астрономические. Именно тогда можно начинать наблюдения большинства небесных тел. Соответственно утром при такой же «глубине» Солнца их приходится завершать. В Киеве 4 сентября утренние астрономические сумерки закончатся в 5 часов по местному летнему времени, а вечерние начнутся в 20:50. Каждый день эти моменты будут сдвигаться примерно на 2 минуты: утром — «вперед» (т. е. сумерки каждое следующее утро будут начинаться чуть позже), вечером — «назад». Понятно, что в восточной части Украины сумерки начинаются и заканчиваются раньше, чем в ее центре, а в западной части — позже.

6 сентября комета Нишимуры пройдет недалеко от звезды 4-й величины Алтерф (λ Льва). Ее будет видно утром, в 16° левее яркой Венеры. В конце астрономических сумерек она окажется в 13° над горизонтом, чего при чистом небе вполне достаточно для успешных наблюдений, учитывая то, что видимый блеск «хвостатой звезды» в этот день достигнет 6-й звездной величины. В лучших условиях она была бы уже видна невооруженным глазом, но в реальности этого придется подождать несколько дней. Надежнее воспользоваться хотя бы небольшим биноклем с увеличением 10–15 крат. К тому же первую неделю осени наблюдателям будет мешать Луна, которая 7 сентября пройдет фазу последней четверти. 9 сентября комета окажется в 0,6° южнее звезды ζ Льва, имея яркость более 5ᵐ, но ее высота над горизонтом в соответствующее время составит чуть больше 9°.

Комета Нишимуры 16 сентября в конце вечерних гражданских сумерек (Солнце в 6° под горизонтом) на широте Киева. Скриншот из симулятора звездного неба Sky Tonight. Естественно, в реальности вид кометы будет не таким впечатляющим

12 сентября C/2023 P1 пройдет на расстоянии 0,838 а.е. (125 млн км) от Земли — это станет ее наиболее тесным сближением с нами в нынешнем появлении. В этот день она взойдет за считанные минуты до окончания астрономических сумерек, но поскольку рассвет наступает постепенно и даже в середине навигационных сумерек небо достаточно темное, ее еще некоторое время можно наблюдать. Интересно, что в средних широтах Северного полушария — а значит, и в Украине — для этого сложатся чуть ли не наилучшие условия. Благодаря тому, что склонение кометы окажется больше солнечного, даже при сравнительно небольших расстояниях от нашего светила она будет восходить раньше него и станет видимой.

13 сентября прямое восхождение кометы Нишимуры превысит соответствующую координату Солнца, и она «переползет» с утреннего неба на вечернее. Поскольку блеск ее к тому моменту, согласно предсказаниям, возрастет до 3-й величины, можно попытаться найти ее примерно в 20:00 по местному летнему времени в 3° над северо-восточной частью горизонта. Поиски значительно облегчит бинокль с большим полем зрения. Следующим вечером комета пройдет менее чем в четверти градуса от звезды Денебола (β Льва, 2ᵐ), но увидеть ее будет сложнее: когда Солнце опустится на 8° под горизонт, высота «хвостатой гости» составит всего 4°. В дальнейшем условия ее видимости будут только ухудшаться, несмотря на то, что до прохождения перигелия 17 сентября ее яркость продолжит расти. Но после 20-го числа склонения кометы станет меньше солнечного, поэтому ее смогут наблюдать только жители приэкваториальных областей и Южного полушария нашей планеты.

Движение кометы Нишимуры через центральную часть Солнечной системы

Когда комета Нишимуры в следующий раз вернется во внутренние области Солнечной системы? Благодаря детальному анализу изображений, полученных другими телескопами, удалось обнаружить снимок этого небесного тела, сделанный еще 19 января 2023 года. Это позволило уточнить его орбитальный период, оказавшийся равным примерно 435 годам. Интересно, что комета обращается вокруг Солнца в направлении, противоположном направлению движения больших планет (наклон 132,5°), а ее орбита расположена таким образом, что она потенциально способна сближаться с Землей до расстояния 0,078 а.е. (11,7 млн. км). Такое сближение произошло бы, если бы «хвостатая звезда» прошла перигелий тремя месяцами позже. Тогда условия для ее наблюдений были бы просто идеальными, и она сияла бы на нашем небе как светило нулевой звездной величины, похожее на яркую комету Хякутаке 1996 года. Но… все сложилось так, как сложилось, и в своем нынешнем появлении C/2023 P1 будет достаточно сложной целью для любителей астрономии.