Десять лет первому полету Dragon к МКС

25 мая 2012 году установленный на МКС манипулятор Canadarm2 успешно подхватил и пристыковал к станции корабль Dragon. Он стал первым в истории частным космическим кораблем, доставившим груз на орбиту. По случаю десятилетнего юбилея этого события мы  расскажем об истории создания и основных достижениях Dragon.

Разработка корабля Dragon

Идея создания грузового космического корабля родилась в недрах SpaceX в 2004 году. К этому моменту уже было понятно, что в обозримом будущем шаттлы будут выведены из эксплуатации, что подняло вопрос о снабжении МКС. SpaceX надеялась занять эту нишу, создав корабль, который сможет доставлять грузы (а впоследствии и людей) на борт станции.

Космический корабль Dragon. Источник: NASA

Расчет SpaceX оправдался. NASA решила сделать ставку на частников и инициировала программу CRS (Commercial Resupply Services) по доставке грузов на МКС. В 2008 году SpaceX выиграла знаковый для себя контракт на сумму 1,6 млрд, получив 12 миссий по снабжению станции. Фактически он спас компанию, на тот момент балансировавшую на грани банкротства.

Устройство корабля Dragon

Космический корабль Dragon состоит из двух основных компонентов: герметичной капсулы и негерметичного отсека («багажника»). Герметичный отсек оснащен теплозащитой, позволяющей выдержать вход в атмосферу. Он применяется не только для доставки грузов на МКС, но и их возвращения на Землю, и может использоваться повторно.

Космический корабль Dragon. Источник: NASA

Важной конструктивной особенностью герметичного отсека является то, что в нем размещены двигательная установка, топливные баки, аккумуляторы и большая часть других важных систем корабля. Это значительно увеличивает выгоду от его повторного использования.

«Багажник» используется для доставки больших грузов, размещения солнечных батарей и радиаторов системы охлаждения. Он отстыковывается перед возвращением Dragon на Землю и сгорает в атмосфере.

Вернувшаяся на Землю капсула Dragon. Источник: NASA

Объем капсулы Dragon первого поколения составлял 11 м³, «багажника» — 14 м³, сухая масса — 4200 кг. Он мог доставить до 6000 кг груза на МКС и вернуть на Землю до 3000 кг.

История эксплуатации Dragon

Dragon впервые отправился в космос в декабре 2010 года. Целью миссии была проверка возможностей кораблей. Dragon успешно выполнил испытательную программу, после чего его капсула приводнилась в Тихом океане. Единственным грузом на борту была головка сыра, размещенная SpaceX в качестве шутки.

Космический корабль Dragon. Источник: NASA

Первая миссия к МКС состоялась в мае 2012 года. После ее успеха Dragon начал регулярные рейсы к станции по программе CRS. Три капсулы летали дважды, еще три — трижды. Один корабль был потерян в результате аварии ракеты Falcon 9 в июне 2015 года.

Cargo Dragon

Последний запуск корабля Dragon первого поколения состоялся в марте 2020 года. После него SpaceX перешла на использование Cargo Dragon. Это грузовая версия пилотируемого корабля Crew Dragon, отличающаяся от нее отсутствием  кресел астронавтов, системы жизнеобеспечения, информационных дисплеев и органов управления, а также системы аварийного спасения. В то же время Cargo Dragon способен самостоятельно стыковаться с МКС без использования манипулятора.

Cargo Dragon
Приближающийся к МКС Cargo Dragon. Источник: NASA

Как и его предшественник, Cargo Dragon может доставить на орбиту 6000 кг припасов и вернуть на Землю до 3000 кг груза. На данный момент новая версия корабля совершила четыре полета на МКС. В SpaceX планируют повторно использовать капсулы Cargo Dragon до пяти раз.

Crew Dragon

SpaceX впервые сообщила о разработке пилотируемого космического корабля Crew Dragon в 2014-м. В том же году компания стала одним из победителей программы CCP (Commercial Crew Program), получив контракт на доставку людей на МКС.

Crew Dragon
Внешний вид и размеры космического корабля Crew Dragon. Источник: SpaceX

Изначально планировалось, что эксплуатация Crew Dragon начнется в 2017 году. Но создание пилотируемого космического корабля оказалось более сложной задачей, чем предполагалось. Кроме того, по требованию NASA, инженерам SpaceX пришлось внести существенные изменения в конструкцию корабля. Так, изначально Crew Dragon должен был осуществлять реактивную посадку с использованием двигателей. Но под давлением NASA конструкторам пришлось отказаться от этой идеи и использовать более традиционную парашютную систему.

В теории Crew Dragon может перевозить до семи человек. Но в миссиях по контрактам NASA экипаж корабля будет ограничен четырьмя астронавтами. Первое беспилотное испытание Crew Dragon состоялось в марте 2019 года, первый полет с экипажем — в мае 2020-го.

В общей сложности сейчас на счету Crew Dragon семь пилотируемых полетов. При этом корабль летает в космос не только по заказу NASA, но и в рамках частных контрактов. Так, в сентябре 2021 года он отправил на орбиту участников первой в истории частной космической миссии Inspiration4. А в апреле 2022-го Crew Dragon доставил на МКС экипаж компании Axiom Space.

Концепт миссии Polaris Dawn. Источник: Polaris

Уже совсем скоро Crew Dragon может снова вписать свое название в летопись космонавтики. В ходе запланированной на конец этого года миссии Polaris Dawn корабль будет выведен на орбиту с апогеем 1400 км. Это позволит побить рекорд, установленный еще в далеком 1966 году миссией Gemini 11. Кроме того, в ходе этого полета планируется осуществить первый в истории частный выход в открытый космос.