Ценнее золота: первый в истории метеорит уйдет с молотка

Кусок космической скалы размером не более кредитной карты может быть продан в ближайшие дни по очень большой цене на аукционе Christie’s. Представляемый на ставку предмет — это обломок первого в истории зарегистрированного метеорита Ensisheim, который заметили, когда он упал с неба и приземлился в поле пшеницы. В некоторых исторических книгах и рукописях это было единственное крупное зарегистрированное мировое событие 1492 года.

Ensisheim
Кусок метеорита Ensisheim, выставленный на аукционе Christie’s

«Это произошло в то время, когда еще не был достигнут научный консенсус относительно существования метеоритов. Тогда такие «камни с неба» считались божьим посланием», — сказал Джеймс Хислоп, руководитель отдела естественной истории аукционного дома Christie’s.

Это не первый раз, когда на продажу выставляют куски знаменитого метеорита. Ранее на аукционах Christie’s и Sotheby’s появлялись куски весом в унцию (28 грамм) и размером с чипс. Он до сих пор остается популярным предметом среди коллекционеров из-за его исторического значения.

По состоянию на понедельник он уже собрал более 20 онлайн-ставок, а цена за кусочек приближается к 5500 долларов. Закрытие аукциона состоится 28 марта. Последний раз Christie’s продавал метеориты в 2021 году. Тогда образец весом 14 грамм ушел с молотка за 15 тыс. долларов.

Первый свидетель падения

Метеорит упал на Землю буквально через несколько недель после того, как Христофор Колумб достиг Багамских островов. Он упал около эльзасского города Энсисхайм во Франции, в честь которого и был назван. Свидетелем 7 ноября 1492 года был мальчик, который привел жителей на место падения 127-килограммового черного камня, врезавшегося на метровую глубину. Взрыв во время падения был слышен в радиусе 160 км.

Метеорит Ensisheim относится к хондритам, наиболее часто встречающимся на Земле. Но в средние века не было слов, чтобы описать такое чудо. Понадобится еще около 300 лет, чтобы ученые признали, что камни действительно падают из космоса и это явление имеет научное объяснение.

Сейчас от 127-килограммового метеорита осталось всего 53 кг, и он постепенно распродается по частям.

Иголка в стоге сена

По оценкам ученых, ежедневно на планету падает около 48,5 тонн метеоритного материала возрастом в миллиарды лет. Но их обнаружение на Земле сродни поиску иголки в стоге сена: значительная часть обломков испаряется в атмосфере Земли или падает в океан, охватывающий более 70% планеты.

Людьми на Земле обнаружено более 60 тыс. космических камней. Подавляющее большинство из них происходит от астероидов. Но небольшая доля — примерно 0,2% — из Марса или Луны. По меньшей мере 175 из них идентифицированы как пришельцы с Красной планеты.

Ранее мы сообщали о том, как удар метеорита по Луне вызвал яркую вспышку.