Черную дыру промежуточной массы увидели, когда она разорвала на куски звезду

Новую черную дыру промежуточной массы нашли в отдаленной карликовой галактике. Это удалось благодаря тому, что она разорвала на куски и поглотила встретившуюся ей на пути звезду. Ученые надеются, что это событие поможет понять эволюцию самых больших объектов во Вселенной.

Разрушение звезды черной дырой
Разрушение звезды черной дырой. Источник: www.sci.news

Черная дыра разорвала звезду

Международная группа ученых нашла в карликовой галактике черную дыру промежуточной массы. Произошло это при реализации научной программы Young Supernova Experiment. Ее целью является выявление большого количества вспышек сверхновых и других краткосрочных космических событий.

Одно из них привлекло внимание исследователей своей краткосрочностью и яркостью, несмотря на то, что произошло очень далеко. Исследователи уверены, что увидели, как черная дыра разрывает на куски звезду. Это был довольно необычный объект промежуточной массы.

Черные дыры звездной массы хорошо известны ученым. Обычно их видят, когда эти объекты, в десятки раз тяжелее Солнца, образуют пары с обычными светилами. Неплохо также изучены их сверхмассивные родственники, живущие в центрах больших галактик. А вот что-то среднее удается увидеть крайне редко.

Черная дыра промежуточной массы
Черная дыра промежуточной массы. Источник: NASA, ESA, Ryan Foley/UC Santa Cruz

Черная дыра промежуточной массы и эволюция Вселенной

С тем, почему черная дыра промежуточной массы — такое редкое явление, связана одна из главных загадок эволюции этих типов объектов. Сейчас большинство черных дыр образуются вследствие сверхновых вспышек, которые и изучает программа Young Supernova Experiment. А вот как рождаются сверхмассивные объекты, которые хорошо заметны, когда поглощают газ и пыль, мы никогда не видели.

Одна из возможностей состоит в том, что они образуются вследствие слияния черных дыр звездной массы. Однако тогда должно существовать множество объектов промежуточной массы, которых мы почему-то не видим.

Теория, объясняющая отсутствие черных дыр промежуточной массы, заключается в том, что это представление об эволюции Вселенной неверно. В этом случае зародыши сверхмассивных черных дыр образовались в течение первых сотен миллионов лет существования Вселенной путем прямого коллапса газовых облаков.

Однако вполне возможно и альтернативное объяснение, почему черная дыра промежуточной массы скрывается от нас. Они могут не образовывать тесные и длительные пары со звездами и одновременно поглощать мало материи, чтобы мы видели их джеты и аккреционные диски.

Почему карликовые галактики важны

Из возможности, что черные дыры промежуточной массы могут просто скрываться от нас, вытекает другая вероятная картина первого миллиарда лет существования Вселенной. В ней она была наполнена карликовыми галактиками, в каждой из которых находилось по сингулярности средней массы.

В дальнейшем большинство из них слилось, образовав большие галактики, похожие на Млечный Путь. Но немало этих карликов выжило. И тогда каждый из них должен содержать хотя бы один из этих неосязаемых объектов.

Но до сих пор ученым известно только несколько из них. Возможно, именно такие редкие события, как разрушение встречных звезд, помогут установить, действительно ли все карликовые галактики содержат их. Это было бы прекрасной подсказкой для решения одной из самых больших загадок черных дыр.