Черная дыра надула «радиопузыри»

Ученые исследуют два гигантских «радиопузыря», которые образовались из-за деятельности сверхмассивной черной дыры, находящейся в 2,6 млрд световых лет от нас. Они выяснили, почему эти структуры не разрушаются со временем.

«Радиопузыри» над центром галактики
«Радиопузыри» над центром галактики. Источник: www.space.com

«Радиопузыри» сверхмассивных черных дыр

Ученые исследовали скопление галактик MS0735, расположенное на расстоянии 2,6 млрд св. лет от нас. Их внимание привлекли два гигантских газовых пузыря, связанных со сверхмассивной черной дырой, которая находится в центре одной из звездных систем, формирующих этот кластер.

Подобные образования достаточно типичны для всех сверхмассивных черных дыр, которые активно поглощают вещество. Известно, что два подобных «радиопузыря» поднимаются над и под Млечным Путем. Их появление связано с деятельностью объекта Стрелец А*.

Как правило, «радиопузыри» не видны невооруженным глазом, однако хорошо заметны в радиодиапазоне. Возникают они, когда сверхмассивные черные дыры поглощают вещество и выбрасывают часть его в межгалактическое пространство через полюса в результате процесса, известного как «обратная связь».

Когда ускоренное вещество сталкивается в межгалактическом пространстве с газом, то нагревает его, одновременно распыляясь в пространстве. Так возникают зоны излучения, которые мы и называем «радиопузырями».

Почему эти объекты не разрушаются?

Самое интересное в «радиопузырях» то, почему эти объекты не разрушаются со временем. Чтобы найти ответ на этот вопрос, ученые направили на MS0735 приемник MUSTANG-2 радиотелескопа обсерватории Грин-Бенк. Они использовали данные об этом скоплении, полученные ранее космическим рентгеновским телескопом Chandra.

Также был использован эффект тонкого искривления, возникающий, когда электроны в горячем газе взаимодействуют с космическим микроволновым фоном, образовавшимся через 380 тыс. лет после Большого взрыва, свет от которого мы получаем.

Исследование структуры «радиопузырей», образованных черной дырой
Исследование структуры «радиопузырей», образованных черной дырой. Источник: www.space.com

MUSTANG-2 работает на частоте 90 МГц, благодаря чему ученые смогли понять, чем наполнены «радиопузыри» и почему они не разрушаются со временем. Оказалось, что факторов, которые влияют на это, много, и большинство из них носит нетепловой характер.

К ним относятся высокоэнергетические космические частицы, релятивистские частицы, турбулентность. Свою лепту также вносят магнитные поля. Таким образом, тепловые и нетепловые источники энергии вступают в «радиопузырях» в сложное взаимодействие. Теперь астрономы будут пытаться наблюдать одни и те же системы в разных диапазонах.