Борьба с кошмарами и храпом: как астронавты спят в космосе

В 1963 году Гордон Купер во время 34-часовой миссии «Меркурий-Атлас-9» стал первым американским астронавтом, который заснул на орбите. Но как астронавты спят в космосе? Космический сон сопряжен с определенными трудностями: требует подготовки и соблюдения осторожности. Недостаток сна может вызвать усталость, отсюда возникают ошибки при выполнении важных задач. Если сонный астронавт допустит оплошность, это может подвергнуть его жизнь смертельному риску.

Сон на орбите
Сон на орбите: привязанный астронавт рядом с вентиляцией. Фото: Digital Trends

Опасности во время сна в космосе

На Международной космической станции (МКС) астронавты спят в каютах размером с телефонную будку. Перед сном они обязательно забираются в спальные мешки, привязанные к стене. Если этого не сделать, то во время сна астронавт может начать «плавать» по станции, рискуя получить серьезную травму.

Астронавт-ветеран Скотт Келли провел на МКС 520 дней. В своем интервью он поведал о том, каково это — спать в космосе. Для Келли было странно засыпать без укрывающего одеяла или удобной подушки.

Место для сна астронавта Скотт Келли
Место для сна астронавта Скотта Келли. Фото: Space

«Я придумал прикрепить свою голову к подушке липучкой. Так становилось легче засыпать. Но во время сна есть опасность задохнуться. Без вентиляции астронавты лежат неподвижно, и у их головы начинает формироваться пузырь из выдыхаемого углекислого газа. Людям приходится спать у вентиляционного отверстия, чтобы избежать потенциальной гипоксии. В космосе — полнейшая тишина, а на МКС шумит вентиляция, поэтому приходится надевать беруши. Более того, солнце на орбите очень яркое, просачивается сквозь жалюзи, и астронавтам нужно пользоваться масками для сна, защищаясь от солнечного света», — отмечает Скотт Келли.

Астронавт NASA Скотт Келли
Астронавт NASA Скотт Келли. Фото: The New York Times

Астронавты отмечают и другие неприятности. Некоторым постоянно снились кошмары. Кто-то сильно храпит, мешая спать остальным членам экипажа. При этом на сон приходится всего 6 часов в сутки, хотя NASA планирует расширить этот диапазон до 8 — 8,5 часов.

Напомним, что ранее мы объясняли, как человеку пережить гибернацию в дальнем космосе.