Атмосфера Венеры активно теряет углерод и кислород

Атмосферы планет не являются идеальным непроницаемым барьером. Часть атмосферы неизменно просачивается и рассеивается в космос. Каждый день Земля теряет около 90 тонн атмосферного материала, но потерянное быстро «заживает». Процесс потери атмосферы предоставляет нам некоторые подсказки относительно других планет. Считается, что когда-то Венера была похожа на Землю, со своим умеренным климатом и жидкой водой на поверхности. Теперь это — адский мир, где вместо воздуха — углекислый газ и осадки в виде серной кислоты.

Венера
Планета Венера. Изображение: Space Engine

Пролетая мимо адского соседа Земли, космический аппарат BepiColombo обнаружил атомы углерода и кислорода, которые «выдувались» из Венеры. Это открытие, вместе с предыдущими исследованиями потери водорода, может помочь раскрыть, что так изменило планету.

«Исследование процессов потери тяжелых ионов на Венере имеет большое значение для нашего понимания эволюции атмосферы и потери воды», — отмечает астрофизик Доминик Делькур.

Несмотря на то, что Венера — наш ближайший сосед в Солнечной системе, мы знаем о ней крайне мало. Сейчас только одна миссия изучает ее приближенно — это орбитальный аппарат Akatsuki. Однако другие космические аппараты, которые пролетают мимо для гравитационных маневров, не упускают возможности изучать Венеру.

BepiColombo
Схема пролета BepiColombo через магнитослой Венеры. Авторство: Europlanet 2024 RI

Во время миссии BepiColombo, совместной для Японского агентства аэрокосмических исследований и Европейского космического агентства, осуществлено два пролета мимо Венеры в 2020 и 2021 годах. Второй пролет позволил зонду попасть в часть магнитной среды, которая до сих пор оставалась неизученной. Венера не имеет внутреннего магнитного поля, как Земля. Ее магнитное поле формируется взаимодействием заряженных частиц в атмосфере и солнечным ветром, образуя слабую магнитную «сферу».

Между магнитосферой и внешней границей находится магнитооболочка, которую BepiColombo прошел между Венерой и Солнцем. Приборы зонда обнаружили кислород и углерод, которые преодолели гравитацию Венеры.

«Мы впервые зафиксировали положительно заряженные ионы углерода, которые вырываются из атмосферы Венеры», — отмечает астрофизик Лина Хадид.

В будущем запланировано как минимум три миссии для изучения Венеры, которые могут открыть множество тайн. Среди них — механизмы потери углерода, активность вулканов и возможность существования жизни в ее атмосфере.

Ранее мы рассказывали о том, есть ли на Венере активные вулканы.

По материалам sciencealert.com