Астрономы усомнились в достоверности первого фото черной дыры

Не так давно научное сообщество ликовало после получения самого четкого изображения черной дыры в центре далекой галактики Мессье 87. Однако некоторые исследователи сомневаются в том, что первое изображение черной дыры было настоящим, потому что оно в действительности искажено.

Иллюстрация черной дыры M87*

Первое изображение черной дыры M87* получили путем трехлетних наблюдений при помощи Телескопа горизонта событий (EHT). Снимок был опубликован в 2019 году, и это была настоящая сенсация в мире науки. Ученые использовали алгоритм для заполнения пробелов и компиляции огромного набора данных в одно изображение. Однако в этих алгоритмах остается место для человеческих ошибок и неверных предположений. В этом заключается проблема, потому что более старое изображение не похоже на снимок 2019 года.

Изображение черной дыры в центре галактики M87 в поляризованном свете. Источник: EHT Collaboration

Телескоп Event Horizon (EHT) был не единственным мощным устройством, наблюдавшим галактику M87. В апреле 2017 года рентгеновская обсерватория NASA Chandra имела более широкий обзор той же цели. Изображение, полученное в результате этих наблюдений, позволило создать фотографию черной дыры в захватывающем панорамном виде.

Chandra
Радиоизображения черной дыры M87*, полученные обсерваторией Chandra

«Поле зрения обсерватории Chandra намного больше, чем у EHT, поэтому она увидела джет — струю высокоэнергетических частиц, выпущенных интенсивными гравитационными и магнитными полями вокруг черной дыры. Эта струя простирается более чем на 1000 световых лет от центра галактики», — говорится в блоге команды астрономов телескопа Chandra.

Сравнение фотографий черной дыры M87*
Сравнение фотографий черной дыры M87*, полученных обсерваториями Chandra и EHT

Исследователь Национальной астрономической обсерватории Японии Макато Миоши и его коллеги говорят, что на фотографии EHT отсутствует тот самый высокоэнергетический джет. Более того, на их новом снимке черной дыры M87* в панорамном виде отсутствует кольцо света в виде пончика, а значит фотография 2019 года получилась ложной. Миоши считает, что предполагаемая ошибка может повлиять на то, как получаются другие изображения черных дыр, включая фотографию Стрельца А* в центре нашей Галактики.

«Возможно, та же самая ошибка вызвала неверное толкование и, как следствие, неправильное построение изображения черной дыры Стрелец А* в виде пончика», — сказал Миоши New Scientist.

Напомним, что ранее черная дыра в центре Млечного Пути подтвердила предсказание Эйнштейна.

По материалам New Scientist