Астрономы «отменили» родную планету Спока

Международная команда астрономов опровергла, сделанные ранее заявления о существовании экзопланеты в системе 40 Эридана. Исследователи пришли к такому выводу в ходе повторного анализа спектра звезды.

Звездная система 40 Эридана. Источник: Robert Fealey

40 Эридана расположена на расстоянии 16 световых лет от Земли, ее возраст оценивается в 5,6 миллиарда лет. Система состоит из трех звезд. Ее основной компонент — оранжевый карлик, который можно увидеть на земном небе невооруженным глазом. На расстоянии 400 а. е. от него расположена пара из белого и красного карлика. Они совершают один оборот вокруг центра системы за 8 тысяч лет.

В 2018 году команда исследователей заявила об обнаружении отклонений в радиальной скорости главного компонента системы. Они интерпретировали это, как свидетельство существования невидимого компаньона. Его масса была оценена в 8,5 земных, период обращения — в 42 дня.

Новость об открытии экзопланеты привлекла большое внимание общественности. Дело в том, что согласно мифологии культового сериала «Стартрек» именно в системе 40 Эридана расположена планета Вулкан, являющаяся родиной одного из его главных героев — Спока. Температура и гравитация на Вулкане выше, чем на Земле, большая часть его поверхности состоит из пустынь и горных хребтов. Таким образом характеристики найденной экзопланеты довольно неплохо совпали с вымышленным миром из сериала.

К сожалению, судя по всему это открытие было ошибочным. В ходе недавнего исследования группа ученых проанализировала список открытых экзопланет на предмет оценки их важности для более тщательного изучения. В процессе анализа астрономы обратили внимание на некоторые нестыковки в данных 2018 года относительно 40 Эридана. В частности их удивило, что период обращения экзопланеты в точности соответствует периоду вращения звезды.

Поэтому исследователи повторно проанализировали спектр основного компонента 40 Эридана. Оказалось, что отклонения в радиальной скорости звезды, скорее всего, были вызваны не наличием у нее экзопланеты, а активностью на ее собственной поверхности. Таким образом астрономы опровергли вывод коллег о существовании «Вулкана».

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы «закрыли» экзопланету в другой тройной звездной системе.