Астрономы открыли в протопланетных дисках качающиеся тени

Часть протопланетных дисков вокруг молодых звезд выглядят сломанными. При этом их внутренняя часть отбрасывает на внешнюю тени, качающиеся очень странным образом.

Тени в протопланетном диске
Тени в протопланетном диске. Источник: www.physics.uu.se

Удивительные протопланетные диски

Ученые из университета Уорика открыли ранее неизвестный эффект качающихся теней. Тени эти действительно огромные, ведь появляются они у молодых звезд, вокруг которых существуют протопланетные диски. Массы пыли и газа, собираемые вокруг звезды, под действием силы тяжести начинают вращаться вокруг нее, иногда приобретая удивительные формы.

Название «протопланетный диск» наводит на мысль, что это должно быть что-то напоминающее по форме тарелку или компакт-диск. Однако исследования, проведенные с помощью массива антенн АLMA, показывают, что это далеко не всегда так. Эти небольшие радиотелескопы работают как одно целое в миллиметровом и субмиллиметровом диапазонах. С их помощью можно получить достаточно детальные снимки объектов, почти не излучающих энергию в видимом спектре.

Протопланетные диски со смещенной центральной частью
Протопланетные диски, в которых центральная часть ориентирована не так, как внешняя. Источник: Rebecca Nealon / University of Warwick

Но на изображениях протопланетных дисков, полученных этим телескопом, видны тени. Их отбрасывают на наружные регионы внутренние части газопылевых образований. Они свидетельствуют, что ориентация внутренних колец вещества не такая, как у наружных.

Качающиеся тени

В том, что разные части протопланетных дисков ориентируются по-своему, для ученых нет ничего удивительного. Системы, зашедшие в своем развитии дальше, нередко распадаются на отдельные газовые кольца, между которыми движутся новорожденные планеты. Но как эти части дисков взаимодействуют между собой, до сих пор оставалось неизвестным.

Поэтому ученые смоделировали с помощью мощного компьютера, как должны вести себя тени в таких системах. Оказалось, что вместо того, чтобы вращаться по кругу, подобно часовой стрелке, они будут качаться туда-сюда. Это объясняет геометрические параметры самих объектов.

Но для того, чтобы это проверить, нужны подробные исследования. Ученые уверены, что JWST сможет рассмотреть протопланетные диски более детально. Благодаря ему можно будет понять, как же себя действительно ведут такие «поломанные» диски и действительно ли во всех системах планеты будут вращаться в одной плоскости, как в нашей собственной.