Астрономы нашли землеподобную экзопланету у ультрахолодной звезды

Международная команда исследователей объявила об обнаружении ранее неизвестной экзопланеты, получившей обозначение SPECULOOS-3 b. По своим размерам и массе она напоминает Землю.

Землеподобная экзопланета у красного карлика в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

Экзопланета была найдена в рамках проекта SPECULOOS, целью которого является поиск миров у ультрахолодных карликовых звезд. Он осуществляется при помощи сети роботизированных телескопов, расположенных по всему миру.

Найденный мир обращается вокруг ультрахолодного красного карлика, расположенного на расстоянии 55 световых лет о Земли. Эта звезда в 10 раз меньше Солнца (по размерам она сопоставима с Юпитером) и в тысячу раз тусклее.

Другое важное отличие заключается в том, что звезды подобного класса обладают огромной продолжительностью жизни. Она измеряется сотнями миллиардов, а в некоторых случаях может достигать и триллиона лет. По мнению ученых, в далеком будущем ультрахолодные красные карлики станут последними звездами, чей свет будет озарять Вселенную.

Что касается экзопланеты, то по размерам и массе SPECULOOS-3 b напоминает Землю. По мнению ученых, этот мир тоже состоит из скальных пород. Правда, на этом сходства заканчиваются. Орбита SPECULOOS-3 b проходит на очень небольшом расстоянии от звезды. Она совершает один оборот вокруг нее всего за 17 часов. Хотя красные карлики и излучают намного меньше энергии, из-за подобной близости поверхности, экзопланеты достигает в 16 раз больше энергии, чем поверхности Земли. По мнению астрономов, если у SPECULOOS-3 b и была атмосфера, звездный ветер давно ее сдул.

Скорее всего SPECULOOS-3 находится в приливном захвате. Это означает, что она всегда обращена к звезде одной стороной, где царит вечный день, в то время как другое полушарие остается территорией вечной ночи.

По словам исследователей SPECULOOS-3 является перспективной целью для углубленных наблюдений при помощи других телескопов, в частности James Webb. Они позволят получить важные сведения о минералогии поверхности экзопланеты.

Ранее мы рассказывали о том, может ли существовать жизнь в системе красного карлика.