Астрономы нашли горячий юпитер на странной орбите

Используя данные, собранные телескопом TESS, команда американских астрономов обнаружила ранее неизвестный горячий юпитер. Находка получила обозначение TOI-1859 b. Найденная экзопланета интересна необычными характеристиками своей орбиты.

Горячий юпитер в представлении художника. Источник: ESO/M. Kornmesser

TOI-1859 b обращается вокруг звезды спектрального класса F, расположенной на расстоянии около 730 лет от Земли. Она примерно на 30% ярче и массивнее Солнца. Что касается самой экзопланеты, то она представляет собой газовый гигант. Ее радиус составляет 86% от радиуса Юпитера.

Период обращения экзопланеты составляет 63 дня, а большая полуось орбиты пролегает на расстоянии 0,33 а. е. (50 млн км) от родительской звезды. Учитывая, что светило имеет  температуру поверхности сопоставимую с солнечной, очевидно, что атмосфера TOI-1859 b разогрета до значительных значений.

Но самое интересное заключается в характеристиках орбиты TOI-1859 b. Она отличается большим эксцентриситетом. Его значение составляет 0,57. Кроме того, орбита TOI-1859 b смещена относительно плоскости эклиптики системы. Ее наклонение составляет 38,9 °.

По мнению исследователей, аномальная орбита TOI-1859 b объясняется динамическими взаимодействиями, в частности, возникшими во время рассеяния протопланетного диска. В дальнейшем они планируют изучение этого мира, для проверки влияния  температуры звезды на выравнивание его орбиты.

Ранее мы рассказывали о том, почему газовые гиганты так редко встречаются у красных карликов.