Астронавты на орбите за шесть месяцев стареют на 20 лет

Космические миссии продолжительностью шесть месяцев или более негативно влияют на здоровье астронавтов. Человеческий организм на орбите за полгода теряет столько костной массы, как за два десятилетия старения. Причем интенсивные тренировки после возвращения на Землю за год восстанавливают лишь половину утраченной крепости костей. Таким неутешительным результатом поделились исследователи из Scientific Reports.

Упражнения с поднятием веса для укрепления ног
Упражнения с поднятием веса для укрепления ног, например, становая тяга, помогают уменьшить потерю костной массы вследствие микрогравитации. Фото: NASA

«Кости являются «живым органом». Они растут и постоянно перестраиваются. Но без силы тяжести теряют крепость», — говорит Ли Гейбель, научный сотрудник по физическим упражнениям из Университета Калгари в Канаде.

Гейбель и ее коллеги отслеживали показатели здоровья 17 астронавтов: 14 мужчин и трех женщин со средним возрастом 47 лет, проведших в космосе от четырех до семи месяцев. Была использована компьютерная томография с высоким разрешением, которая может измерять трехмерную микроархитектуру костей на масштабе 61 микрон, что мельче толщины человеческого волоса. С помощью прибора ученые проверяли состояние структуры большеберцовой кости и лучевой кости в нижней части плеча. Фото были сделаны перед полетом и после возвращения из космоса. А затем были произведены повторные замеры через шесть месяцев и год после возвращения. Полученные данные использовали для расчета крепости и плотности костей.

Угроза будущим межпланетным миссиям

Оказалось, что астронавты, пробывшие в космосе менее шести месяцев, за год пребывания на Земле и при физических нагрузках смогли восстановить крепость своих костей. Но находившиеся в космосе дольше потеряли костную массу, что эквивалентно двум десятилетиям старения.

3D микроархитектура костей
Изображение компьютерной томографии с высоким разрешением позволило исследователям изучить 3D микроархитектуру костей астронавтов. Авторство: Scientific Reports

Изучение костей под микроскопом показало причину потери их прочности. Через полгода пребывания в микрогравитации кости теряют микроскопические ткани, которые называются трабекулами. Их потеря необратима. Но возможно укрепить оставшиеся трабекулы.

Выявленный факт ставит под угрозу будущие миссии на Марс. Учитывая, что предстоящий полет экипажа к Красной планете будет длиться как минимум два года, кости астронавтов не смогут даже выдержать и пару шагов на поверхности. Поэтому космические агентства должны рассмотреть другие меры по улучшению здоровья костей. Это задача для биологов на последующие годы.

Напомним, что раньше мы показывали, как астронавты спят в космосе и борются с кошмарами и храпом.