Астероид Фаэтон вращается все быстрее и быстрее

Астрономы проанализировали поведение астероида Фаэтон и пришли к выводу, что период его вращения вокруг собственной оси уменьшается за год на 4 секунды. В 2024 году к нему должен отправиться японский автоматический зонд DESTINY+.

Астероид Фаэтон
Представление художника об астероиде Фаэтон. Источник: Space.com

Астероид Фаэтон ускорил свое вращение

Шон Маршал, планетолог из обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико, недавно обнародовал исследование периода обращения астероида Фаэтон вокруг собственной оси. Орбита этого небесного тела лежит достаточно близко к Солнцу и Земле. Он считается потенциально опасным, но непосредственной угрозы столкновения с ним нет.

Маршал проанализировал наблюдение астероида в период между 1989 и 2021 годами и попытался создать модель его формы и того, как происходит вращение. В зависимости от того, какой стороной Фаэтон поворачивается к Солнцу, меняется площадь освещенной поверхности и, как следствие, видимая яркость его в небе.

Но оказалось, что наблюдаемые данные не совпадают с равномерно вращающейся моделью космического камня. Объяснить изменение яркости Фаэтона можно только в том случае, если его вращение постоянно ускоряется.

Ученые подсчитали, что за год период обращения Фаэтона уменьшается на 4 миллисекунды. Скорее всего, это связано с кометной активностью, которая возникает при его приближении к Солнцу. Испарение газов дает импульс, который и приводит к этому эффекту.

Миссия DESTINY+

Фаэтон — только одиннадцатый астероид, у которого наблюдается ускорение вращения через кометную активность. Он подходит к Солнцу на расстояние всего 21 млн км и с его поверхности начинают испаряться материалы, которые обычно в кометной активности не участвуют.

Среди всех космических камней, которые демонстрируют подобное ускорение вращения, он наибольший. Диаметр Фаэтона составляет 5,4 км. Кроме того, это самый голубой астероид, известный людям. И это тоже связано с его близостью к Солнцу.

В 2024 году Япония должна запустить к нему зонд DESTINY+. Он совершит несколько оборотов вокруг Солнца и в 2028-м сблизится с Фаэтоном. И для него очень важно точно предвидеть, какие стороны астероида будут освещены Солнцем.