Астероид 2024 BJ вблизи Земли: как увидеть?

Астрономы продолжают совершенствовать защиту нашей планеты против нежелательных космических «пришельцев». Астероид, получивший обозначение 2024 BJ, был открыт 17 января, а 27 января он пролетит на расстоянии 354 тыс. км от Земли — это чуть меньше среднего радиуса лунной орбиты. Его размер не превышает 50 м, то есть он в 2–3 раза крупнее «Челябинского болида». Несмотря на это, столкновение с ним не угрожало бы нам глобальной катастрофой, хотя падение такого тела в густонаселенных районах могло бы иметь серьезные последствия.

2024 BJ принадлежит к группе «аполлонов» — астероидов, афелии которых расположены за пределами земной орбиты, а перигелии внутри нее. Несложно понять, что подобные тела имеют больше всего шансов столкнуться с Землей, и спасает нас от этого то, что их траектории достаточно сильно наклонены к эклиптике. Чтобы произошло столкновение, наша планета и астероид должны одновременно оказаться вблизи места пересечения их орбит. А это случается не так уж часто. Если они при этом не «встретились», следующее сближение в абсолютном большинстве случаев произойдет очень нескоро, поскольку для этого нужно, чтобы период обращения объекта вокруг Солнца соотносился с земным годом как дробь из двух небольших целых чисел — например, 3/2 или 8/7. Астрономы называют такие соотношения «резонансами». Они также встречаются нечасто. Самый известный пример — резонанс Земли и Венеры 13/8, но он не совсем точен и каждые 8 лет (за которые Венера делает 13 оборотов) «разбалансируется» примерно на двое суток.

Орбитальный период астероида 2024 BJ составляет чуть больше 595 дней, то есть его конфигурация относительно Солнца и Земли сравнительно точно повторится только через 44 года. В течение столь долгого времени гравитационные возмущения от планет почти наверняка «подкорректируют» его орбиту таким образом, что вряд ли нам следует ожидать следующего тесного сближения, подобного нынешнему. Впрочем, эту задачу будут уже решать специалисты по небесной механике с помощью мощных современных суперкомпьютеров.

Орбита астероида 2024 BJ (обозначена белым цветом) и внутренних планет Солнечной системы

27 января новооткрытый астероид вначале пролетит на расстоянии около 445 тыс. км от Луны, а через три с половиной часа — в 19:30 по киевскому времени — подойдет на минимальное расстояние к Земле. В это время он будет двигаться на фоне созвездий Ориона, Тельца и Возничего с видимой скоростью более 3,5° в час (всемеро быстрее Луны). Его относительная скорость составит примерно 6,3 км/с. К сожалению, из-за малых размеров 2024 BJ наблюдать его даже во время наибольшего сближения можно будет только в большие телескопы: видимый блеск астероида лишь немного превысит 15-ю звездную величину, что почти в 4 тыс. раз слабее звезд, которые еще можно увидеть невооруженным глазом на чистом незасвеченном ночном небе. Для тех, кто хочет следить за этим событием, сотрудники обсерватории «Виртуальный телескоп», находящейся в Италии, организуют его прямую трансляцию на сайте https://www.virtualtelescope.eu/webtv/

Напомним, что уже послезавтра комета Цзыцзиньшань-1 подлетит к Земле ближе всего с момента своего открытия в 1965 году.

Присоединяйтесь: https://t.me/ustmagazin