Аппарат NASA MAVEN возвращается к работе после навигационного сбоя

Сбой навигационной системы, поразившая орбитальный аппарат NASA MAVEN на орбите Марса в начале 2022 года, подорвала способность космического аппарата проводить научные исследования и изучать атмосферу Красной планеты.

«Безопасный режим» MAVEN

Аппарат MAVEN, находящийся на орбите Марса с 2014 года, перешел в защитный «безопасный режим» 22 февраля, когда его инерциальные измерительные блоки начали демонстрировать аномальное поведение, сообщили представители NASA. Находясь в «безопасном режиме», космический аппарат отключил все научные приборы. В последующие недели космическому агентству удалось вывести MAVEN из «безопасного режима», но с ограниченными возможностями. Орбитальный аппарат находится на стабильной орбите, а его основная антенна направлена ​​на Землю, чтобы поддерживать высокоскоростную связь со своей командой управления полетом.

Космический аппарат MAVEN
Космический аппарат MAVEN (Mars Atmosphere и Volatile EvolutioN). Изображение: NASA/GSSFC

«MAVEN не способен выполнять ретрансляцию связи с другими космическими кораблями на Марсе и выполняет лишь ограниченные научные наблюдения», – заявили представители NASA.

MAVEN находился в «безопасном режиме» до 19 апреля, когда диспетчеры переключили космический аппарат с системы инерциального измерительного блока (IMU) на систему слежения за звездами, чтобы помочь орбитальному аппарату определить его ориентацию в космосе.

«Все научные инструменты MAVEN в настоящее время включены, но не все из них работают должным образом из-за ограниченной работы антенны с высоким коэффициентом усиления. В настоящее время команда работает над завершением проверки системы ориентации, чтобы космический корабль мог возобновить научные и ретрансляционные операции к концу мая», – заявили в NASA.

О миссии MAVEN

НАСА запустило миссию MAVEN (Mars Atmosphere и Volatile EvolutioN) в ноябре 2013 года. Аппарат прибыл на орбиту Красной планеты в октябре 2014 года. Его миссия состоит в том, чтобы выяснить, как Марс потерял поверхностную воду и превратился в пыльный и сухой мир. В прошлом месяце NASA продлило миссию MAVEN, которая первоначально стоила 671 миллион долларов, еще на три года, чтобы позволить орбитальному аппарату продолжить свою научную работу.

NASA MAVEN
Художественное изображение космического корабля NASA MAVEN на орбите Марса. Изображение: NASA/GSSFC

Помимо своей научной работы орбитальный аппарат также служит ретранслятором связи для марсоходов NASA Curiosity и Perseverance, чтобы передавать изображения и результаты исследований с поверхности Марса на Землю.

Напомним, что ранее MAVEN сделал селфи на околомарсианской орбите.