Аппарат NASA InSight медленно гибнет на Марсе

Посадочный модуль NASA InSight едва оправился от последствий недавней пыльной бури. Это позволит космическому аппарату собирать научные данные еще несколько месяцев. Но его дни практически сочтены. Пыли на корпусе и солнечных панелях скопилось слишком много. Долго работать он уже не сможет.

Аппарат InSight. Источник: NASA/JPL-Caltech

InSight перешел в «безопасный режим» 7 января 2022 года. Это случилось из-за сильной пылевой бури, которая затмила небо и не позволяла солнечным панелям аппарата собирать достаточно света для генерации энергии. Космический аппарат вышел из «безопасного режима» 19 января и долго возвращался к работе.

Проигранная битва с пылью

«Через несколько недель после окончания пылевой бури на Марсе солнечные панели посадочного модуля производят почти столько же энергии, сколько и до бури», — заявили представители NASA.

Солнечная батарея InSight на 789-й сол (марсианские сутки) пребывания на Марсе. Источник: NASA/JPL-Caltech

Однако это лишь временно. Это не последняя пылевая буря на Марсе. InSight постепенно проигрывает битву с пылью. В долгосрочной перспективе она станет причиной полного отключения аппарата навсегда. NASA не уверена, что он сможет продержаться до лета 2022 года.

Цель миссии InSight

InSight совершил посадку на Марсе в ноябре 2018 года недалеко от марсианского экватора. Миссия аппарата заключалась в том, чтобы помочь ученым понять внутреннюю структуру и состав планеты. Посадочный модуль действительно обнаружил слабые марсотрясения.

Аппарат Insight. Источник: NASA

NASA использует средства связи аппарата для точного отслеживания колебаний оси вращения Марса, что дает информацию о ядре планеты. InSight также оснащен буровой установкой. Но ей так и не удалось пробурить Марс достаточно глубоко, чтобы получить желаемые данные о температуре в его недрах.

Главная миссия InSight длилась один марсианский год, что составляет около 687 земных суток. Посадочный модуль в настоящее время работает в рамках расширенной миссии, которая финансируется до конца 2022 года. Члены команды попытаются выжать из аппарата максимум возможностей , чтобы он смог проработать дольше. Но успех не гарантирован.

«Теперь цель состоит в том, чтобы космический аппарат смог продержаться до конца своей расширенной миссии в декабре. Но любой вихрь или сильная пыльная буря могут окончательно разрушить все планы. Мы не уверены, что аппарат сможет работать летом», — заявили в NASA.

Напомним, что ранее ровер Perseverance отметил первый год пребывания на Марсе.