Американцы создают новое оружие против российских и китайских спутников, а из-за мощной вспышки на Солнце в США отключилось радио: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: вам не кажется, жизнь действительно бежит все быстрее — со времен ранней Вселенной время ускорилось в пять раз; понедельник стал самым жарким в истории Земли, а мы рассказываем историю удивительного путешествия марсохода Opportunity.

«Неважно, насколько хороша твоя теория, неважно, насколько ты умен. Если это не согласуется с экспериментом — это неправильно».

― Ричард П. Фейнман.

NASA будет год держать людей в изоляции: сколько денег получит каждый участник эксперимента

Аэрокосмическая администрация США официально начала один из крупнейших и интригующих экспериментов. Во время него четверо участников будут находиться в полной изоляции на условной марсианской базе NASA. Это поможет смоделировать условия жизни астронавтов в небольшом замкнутом пространстве, где они будут отрезаны от обычных жизненных благ — таких, как мобильные телефоны, Интернет и телевидение. Конечно, участие в годичном эксперименте будет солидно компенсировано. NASA заплатит каждому участнику 10 долларов в час за все время активной работы, сообщает Houston Chronicle. Таким образом, общая сумма выплат составит чуть более 60 тыс. долларов на человека за всю 378-дневную миссию.

США создают новое оружие против российских и китайских спутников

К 2024 году американская компания L3 Harris Technologies разработает новую систему радиоэлектронной борьбы (РЭБ) под названием Meadowlands. Она предназначена для вывода из строя российских и китайских спутников и будет мобильной — для того, чтобы уменьшить ее уязвимость. Правда, взять ее на вооружение США должны были еще в прошлом году, однако, как уверяет руководство компании, такая задержка не является критичной.

Представители Космических сил США объявили, что устранили технические трудности, которые вызвали задержку в разработке новой РЭБ, и сейчас совместно со специалистами L3 Harris Technologies готовятся к стадии испытаний и интеграции. В целом американские военные заказали 30 подобных систем. Каждая из них будет состоять из нескольких установок, смонтированных на автомобильных прицепах. Общая стоимость системы Meadowlands оценивается в 219 млн долларов.

На Луне нашли следы гигантского извержения

На Луне обнаружили батолит — гигантскую структуру из гранита диаметром 50 км. На Земле такие структуры встречаются там, где когда-то были вулканы. Эта формация доказывает, что 3,5 млрд лет назад на нашем естественном спутнике была жидкая лава. То, что это именно гранит, ученые узнали благодаря микроволновому исследованию лунной поверхности.

На Земле такие образования встречаются достаточно часто. Они маркируют те места, где лава изливалась на поверхность планеты и застывала без значительных взрывов. Вероятнее всего, эта местность на Луне является древним вулканом или их группой. Сама новость о том, что на Луне были активные вулканы, может означать многое, ведь это небесное тело считается мертвым уже очень давно, хотя иногда ученые и получают доказательства его более поздней вулканической активности.

Понедельник стал самым жарким днем в истории Земли

По данным Национального управления океанографических и атмосферных исследований США (NOAA), понедельник, 3 июля, стал самым жарким днем на Земле за всю историю наблюдений. Средняя температура на планете достигла 17,01°С. Это выше, чем любое среднесуточное значение, зарегистрированное NOAA за весь период наблюдений с 1979 года. Предыдущий рекорд был установлен 24 июля прошлого года. Тогда средняя глобальная температура достигла 16,92°С.

Согласно наблюдениям NOAA, накопленным за несколько десятилетий, средняя температура на Земле колеблется в пределах от 12°С до 17°С. Для начала июля она между 1979 и 2000 годами в среднем составляла 16,2°С. Однако с тех пор нагрев Земли ускорился. Спутники прекрасно видят следы того, что климат стремительно меняется в сторону более жаркого. В этом году июнь также был самым жарким по сравнению с наблюдениями прошлых лет.

Ход времени в ранней Вселенной был в 5 раз медленнее, чем сейчас

Время во Вселенной в возрасте чуть больше миллиарда лет текло примерно в 5 раз медленнее, чем сейчас. К такому выводу пришли астрономы из Сиднейского университета. Для этого они наблюдали за квазарами, расстояние до которых составляет от 3 до 12,2 млрд световых лет. ​​Ученые проанализировали излучение 190 квазаров и установили для них четкую периодичность изменения яркости, которая сильно меняется в зависимости от того, насколько далеко от нас находится объект. Она четко дает понять, что чем ближе к «началу» Вселенной он расположен, тем медленнее происходят эти вариации.

Инфракрасный портрет Сатурна, полученный телескопом James Webb (аннотированная версия). Источник: NASA, ESA, CSA, STScI, M. Tiscareno (SETI Institute), M. Hedman (University of Idaho), M. El Moutamid (Cornell University), M. Showalter (SETI Institute), L. Fletcher (University of Leicester), H. Hammel (AURA); image processing by J. DePasquale (STScI)

NASA опубликовала инфракрасный портрет Сатурна, полученный космическим телескопом James Webb (JWST). На нем можно увидеть газовый гигант, его кольца и некоторые спутники. Снимки были сделаны при помощи камеры ближнего инфракрасного диапазона NIRCam. Сама планета кажется очень темной из-за того, что метан в ее атмосфере поглощает почти весь солнечный свет. Кольца, преимущественно состоящие из водяного льда, наоборот, очень хорошо отражают его, и поэтому получились такими яркими.

На снимках JWST хорошо видны детали кольцевой системы планеты, а также несколько ее лун — Диона, Энцелад и Тефия. Можно обратить внимание на разницу в яркости между северным и южным полушарием Сатурна. Предположительно это связано с различными сезонами. В северном сатурнианском полушарии сейчас лето, что может объяснять очень темную окраску северного полюса.

Интересная цифра: солнечная вспышка класса X1.0

Обсерватория солнечной динамики NASA сделала это изображение солнечной вспышки 2 июля 2023 года
Обсерватория солнечной динамики SDO (NASA) получила это изображение солнечной вспышки 2 июля 2023 года. Фото показывает экстремальное усиление ультрафиолетового излучения от раскаленного материала во время вспышки. Авторство: NASA/SDO

Недавно на Солнце произошла огромная вспышка, вызвавшая кратковременные, но интенсивные помехи радиосигналам на западе США и в Тихом океане, когда она проходила сквозь верхние слои атмосферы Земли. 2 июля 2023 года активное солнечное пятно AR 3354 вызвало вспышку класса X1.0. Класс X обозначает самые мощные вспышки, тогда как число дает больше информации о ее силе. Мощнейшая известная вспышка в истории — X28 — была зафиксирована почти 20 лет назад.

На этой неделе исполнилось ровно двадцать лет с момента запуска марсохода Opportunity. Несмотря на то, что впоследствии более совершенные роверы Curiosity и Persevarance превзошли многие из его научных достижений, он по-прежнему остается в памяти всех любителей космонавтики как пример невероятной стойкости и упорства. По случаю юбилея марсианского исследователя мы хотим рассказать историю его удивительного путешествия.

Достаточно популярным является утверждение, что знак свастики происходит от движения, которое якобы совершает созвездие Большой Медведицы вокруг Полярной звезды. Это утверждение определенным образом соответствует действительности, но в целом является довольно сомнительным. Давайте разберемся вместе, рисует ли Большая Медведица свастику на небе?

Читайте в предыдущем дайджесте: «Роскосмос» вербует сотрудников для войны в Украине, а добровольцы NASA проведут год в изоляции для подготовки к полету на Марс: дайджест новостей.

Присоединяйтесь: https://t. me/ustmagazine