Сверхмощный космический взрыв «Верблюд» ошеломил астрономов

В октябре 2020 года астрономы обнаружили древний взрыв огромной мощности, буквально разорвавший галактику в нескольких миллиардах световых лет от Земли. Он словно появился из ниоткуда, достиг максимальной яркости за нескольких дней, а затем снова быстро исчез в течение месяца.

Все эти факты указывали на то, что произошло некое экстремальное космическое событие, вроде образования черной дыры или нейтронной звезды. Объект получил название ZTF20acigmel «Верблюд» (AT2020xnd).

ZTF20acigmel
Иллюстрация, показывающая, как недавно обнаруженный взрыв «Верблюд» мог быть рождением черной дыры. Источник: Live Science

Астрономы называют такие внезапные яркие взрывы «быстрый голубой оптический переходный процесс» (FBOT) из-за их экстремального «голубого» тепла и невероятно быстрой эволюции.

Подобный взрыв, обнаруженный в 2018 году на расстоянии примерно 200 миллионов световых лет от Земли, получил обозначение AT2018cow «Корова» (результат процедурно сгенерированного научного названия), в то время как другой FBOT 2020 года был назван ZTF18abvkwla «Коала».

Когда дело доходит до взрывов звезд, FBOT представляют собой отдельный класс. В отличие от типичных сверхновых взрывов светил после исчерпания топлива FBOT, кажется, появляются и исчезают в течение нескольких недель, а не лет. Но даже после того, как видимый свет сверхновых угасает, FBOT продолжают оставаться источниками излучения.

AT2020xnd
Наблюдения AT2020xnd в радиодиапазоне от 18 до 132 дней после взрыва. Источник: arXiv

В статье, опубликованной 19 октября 2021 года в базе данных препринтов arXiv, астрономы изучили «Верблюда» в электромагнитном спектре длинных волн, чтобы получить лучшее представление об этих объектах.

Ученые обнаружили, что первоначальный взрыв двигался в пространстве на несколько десятых скорости света около 160 миллионов км/ч. Такое яркое радиоизлучение, как правило, происходит из-за синхротронного излучения, возникающего, когда заряженные частицы летят через магнитное поле со скоростью в доли световой.

Кривая блеска «Верблюда» в рентгеновском
Кривая блеска «Верблюда» в рентгеновском диапазоне показывает, что он был очень ярким при рентгеновских энергиях в течение ~ 50 дней после взрыва. Источник: arXiv

Далее было обнаружено, что взрыв светился рентгеновским излучением продолжительное время после затухания видимого света. Как и в случае с «Коровой», этот поток рентгеновских лучей предполагает, что в результате взрыва «Верблюда» родилось что-то очень мощное, например, черная дыра или нейтронная звезда.

Возможно, FBOT представляют собой редко наблюдаемый момент космического рождения взрывы, рождающие массивную черную дыру или быстро вращающуюся нейтронную звезду на наших глазах.

По материалам MSN