Мощная вспышка на Солнце вызвала отключение радио в США

Недавно на Солнце произошла огромная вспышка, которая вызвала кратковременные, но интенсивные помехи радиосигналов на западе США и в Тихом океане, когда она проходила через верхние слои атмосферы Земли.

2 июля 2023 года активное солнечное пятно AR 3354 вызвало солнечную вспышку класса X1.0. Класс X обозначает самые сильные вспышки, тогда как число дает больше информации о ее силе. Самая сильная известная вспышка в истории, X28, была зафиксирована почти 20 лет назад.

Обсерватория солнечной динамики NASA сделала это изображение солнечной вспышки 2 июля 2023 года. Снимок показывает экстремальное усиление ультрафиолетового излучения от раскаленного материала во время вспышки. Авторство: NASA/SDO

Несмотря на серьезность события, влияние на Землю было меньше, чем можно было бы ожидать, поскольку вспышка быстро завершилась и не спровоцировала опасных инцидентов. Астрономы не заметили никаких признаков выброса корональной массы, что обычно сопровождает такие события и приводит к выбросу плазмы в космос.

Анимация вспышки 2 июля 2023 года

Солнечные вспышки и выбросы корональной массы возникают в результате разрыва и повторного соединения линий магнитного поля, часто в областях солнечных пятен. Это приводит к большому высвобождению энергии, которое проявляется в виде солнечной вспышки. Чем больше пятен на Солнце, тем чаще происходят такие события.

Солнечный пик активности

Этот взрыв соответствует активности текущего солнечного цикла и свидетельствует о том, что наступает несколько бурных месяцев, ведь Солнце приближается к своему 11-летнему пику активности. Такая активность является обычной для нашей звезды. Каждые 11 лет она переживает периоды увеличения и уменьшения активности, которые называют солнечным максимумом и солнечным минимумом. Неизвестно точно, что влияет на эти циклы, но астрономы определяют их на основе количества солнечных пятен. Это происходит из-за магнитного поля Солнца, которое контролирует его активность, а пятна являются временными областями с особенно сильными магнитными полями.

AR 3354
Солнечную вспышку от AR 3354 можно увидеть в верхней правой части диска звезды. Авторство: NASA/SDO

Последний солнечный минимум и конец 24-го солнечного цикла были зафиксированы в 2020 году. Сейчас мы находимся в 25-м солнечном цикле, который приведет к пику активности примерно в июле 2025 года. Однако этот солнечный цикл немного отличается от ожидаемого, поскольку NASA и NOAA предполагают, что пик цикла будет относительно спокойным, с примерно 115 солнечными пятнами во время максимальной активности нашего светила. По данным Королевской обсерватории Бельгии, количество пятен уже достигло максимального значения за последний 21 год, а средний показатель для июня составил 163 солнечных пятна в день.

Самый сильный солнечный цикл за всю историю наблюдений произошел между 1954 и 1964 годами. На его пике был зафиксирован максимум в 285 солнечных пятен.

Опасность сильных вспышек

Не совсем понятно, почему Солнце проявило значительно большую активность, чем предсказывали официальные прогнозы. Наблюдения развития его активности могут рассказать больше о том, что происходит внутри Солнца, и позволить нам лучше прогнозировать вспышки в будущем.

Это важно, поскольку, как показала последняя вспышка, солнечная активность может влиять на нас здесь, на Земле. И не только в виде перебоев радиосигналов. Сильный солнечный взрыв может помешать спутниковой связи, включая навигацию, и привести к колебаниям в электрических сетях и отключениям электроэнергии. Он может изменить миграционное поведение животных.

В 1859 году выброс корональной массы повлек за собой солнечную бурю, известную как Керрингтонское событие, которое привело к катастрофическому выходу из строя телеграфных систем. С тех пор человечество не фиксировало столь мощных вспышек. Но есть большая вероятность того, что повторное мощное событие на Солнце может изменить мир.

Ранее мы сообщали о том, как гигантская солнечная вспышка воспылала полярным сиянием на Марсе.

По материалам Science Alert.