Ход времени в ранней Вселенной был в 5 раз медленнее, чем сейчас

Ученые пришли к выводу, что время во Вселенной, которой было чуть больше, чем 1 млрд лет, двигалось в пять раз медленнее, чем сейчас. Об этом свидетельствуют наблюдения за вариациями светимости более 200 квазаров.

Квазар
Квазар. Источник: edition.cnn.com

Время шло медленнее

Время во Вселенной, которой было чуть больше миллиарда лет, проходило примерно в 5 раз медленнее, чем сейчас. К такому выводу пришли астрономы из Сиднейского университета. Для этого они наблюдали за квазарами, расстояние до которых составляет от 3 до 12,2 млрд световых лет от нас.

В первые два миллиарда лет существования нашей Вселенной в ней вообще происходило много интересного. Произошла реионизация межзвездного газа, в результате чего он стал прозрачным. В результате окончательно еще не установленного процесса образовались сверхмассивные черные дыры в центрах галактик, а сами они быстро росли и эволюционировали.

Ученые проанализировали излучение 190 квазаров и установили для них четкую периодичность изменения яркости, которая сильно меняется в зависимости от того, насколько далеко от нас находится этот объект. Она четко дает понять, что чем дальше к началу Вселенной находится объект, тем медленнее происходят эти вариации.

Предсказания теории относительности

На самом деле ничего необычного в таком замедлении времени нет. Его предсказывала еще общая теория относительности. И наличие в спектрах самих квазаров красного смещения, то есть смещения линий поглощения в красную сторону спектра, его косвенно подтверждало.

Стоит сказать, что если бы наблюдатель находился в том времени, то никакого замедления он бы не почувствовал. Секунды оставались бы секундами. Однако, с нашей точки зрения, все процессы там должны были бы происходить медленнее. И мы бы это обязательно увидели, если бы не огромное расстояние до этих объектов.

При этом на ближних дистанциях, которые измеряются лишь сотнями миллионов световых лет, такое замедление было установлено еще раньше. Его увидели при исследовании сверхновых в других галактиках.

Но эти объекты не достаточно яркие, чтобы наблюдать их сквозь всю Вселенную, и на эту роль лучше подходят именно квазары. Но предыдущие их исследования никакого замедления времени не показали, что заставило ученых поставить под сомнение то, правильно ли они понимают, как работает Вселенная. Однако новое исследование показывает, что это была какая-то ошибка.