Альпийские ледники помогут лучше понять внеземную жизнь

Ученые изучают, как присутствие жизни под альпийскими ледниками влияет на их характеристики. Это поможет понять, как могут выглядеть ее признаки на других планетах.

Альпийские ледники скрывают древнюю воду
Тоннель в альпийских ледниках. Источник: www.space.com

Зачем изучают альпийские ледники

Небольшой заброшенный железнодорожный тоннель Бедрето под горным массивом Сен-Готтрд привлек к себе внимание ученых, исследующих внеземную жизнь. Они собирают образцы воды, которая образуется в результате таяния ледников, и изучают микроорганизмы в ней и продукты их жизнедеятельности.

Исследователей интересуют анаэробные микробы, чья жизнедеятельность не нуждается в наличии кислорода. В начале истории Земли все живые организмы были такими, однако с тех пор их большинство эволюционировало, чтобы дышать кислородом. Соответствующим образом изменилась и их биохимия.

Ученые считают, что если на других небесных телах, где есть лед, существует жизнь, то она представлена ​​именно анаэробными микроорганизмами. В первую очередь это касается Марса, спутников Юпитера и Сатурна.

Какие следы оставляет внеземная жизнь

Ни одна жизнь на Земле не оставляет следов в окружающей среде, ведь она всегда берет какие-то вещества извне и выделяет что-то другое. Анаэробные организмы, живущие в ледниках, — не исключение. Только до сих пор мы ничего не знаем о том, как выглядят следы их жизнедеятельности в окружающей среде.

Например, известно, что микроорганизмы выделяют много метана. Однако он может образовываться и в результате чисто геологических процессов. Сравнивая части альпийских ледников, где есть абиотическая жизнь, с теми, где ее нет, ученые пытаются понять, есть ли разница между образцами этого газа, образовавшегося в результате различных процессов.

Если его изотопный состав действительно отличается, то это помогло бы очень быстро обнаружить жизнь на других планетах в будущих миссиях. Даже если мы не увидим сами микроорганизмы, следы их жизнедеятельности будут свидетельствовать за них.

И одним только метаном возможные следы анаэробных микроорганизмов не ограничиваются. Сульфаты, нитраты и аммиак также играют немаловажную роль в жизненном цикле организмов, но о том, как их используют анаэробы, известно очень мало. Изучая альпийские ледники, ученые надеются узнать об этом больше.

Похожа ли инопланетная жизнь на земную

Возраст подземных вод, скрытых под Альпами, может достигать 300 млн лет. Это кажется огромным промежутком времени, однако на Земле есть места, где вода сохраняется изолированной от мира уже миллиард лет. И в ней тоже живут микроорганизмы, изолированные от остального мира на протяжении всего этого времени.

Эти живые существа выработали уникальный комплекс приспособленности к тяжелым условиям. И можно было бы предположить, что также же должно быть и у инопланетных микробов. Однако здесь возникает один фундаментальный вопрос. Каким бы длительным ни было время изоляции микроорганизмов в подземных резервуарах, это произошло значительно позже зарождения жизни на Земле.

Эти анаэробные микроорганизмы остаются относительно близкими родственниками живых существ на поверхности. Но жизнь на другой планете не будет иметь с нашей общих предков. Пойдет ли в этом случае эволюция тем же путем и в тех же условиях, что и на Земле? Пока ответа на этот вопрос нет.