ALMA раскрыл секрет звездных «объятий»

Международная команда астрономов изучила 15 умирающих звезд, демонстрирующих необычное поведение. Они выбрасывают в космос большое количество пыли и газа. Некоторые из светил потеряли до половины своей массы всего за несколько сотен лет. Ученые пришли к выводу, что в этом «виновны» их звезды-компаньоны.

Двойная звезда с общей атмосферой в представлении художника. Источник: Danielle Futselaar, artsource.nl

В отличие от Солнца, почти у половины звезд нашей галактики есть компаньоны. Иногда они разделены значительными дистанциями, а иногда образуют тесные пары. В некоторых случаях они даже могут обзаводиться общей атмосферой. Подобное происходит, когда одно из светил доходит до фазы красного гиганта и начинает расширяться. В результате орбита звезды-компаньона в прямом смысле слова начинает проходить внутри другой звезды.

До недавнего времени у астрономов было не так много информации о том, что именно происходит на этой стадии. Но данные, собранные комплексом радиотелескопов ALMA, помогли пролить свет на этот вопрос. ALMA изучил 15 звезд, которые в относительно короткие сроки потеряли большое количество своего вещества.  В ходе последующего анализа ученые пришли к выводу, что это произошло из-за компаньонов светил.

Снимок ALMA, демонстрирующий звездную систему W43A. На фото можно увидеть две струи материи джета, состоящие из выбрасываемых звездой газа и пыли. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), D. Tafoya et al

Когда одна из звезд системы превратилась в красного гиганта, она временно поглотила своего компаньона. Несмотря на крайнюю скоротечность этой фазы, она повлекла серьезные последствия. Гравитационное воздействие второй звезды привело к тому, что значительная часть материи красного гиганта была выброшена в окружающее пространство в виде потоков вещества (джетов). Скорость некоторых из них достигает 500 км/с.

По словам исследователей, открытие имеет серьезное значение. Оно не только помогает лучше понять некоторые аспекты звездной эволюции, но и очень важно с точки зрения образования новых светил. Выброшенный во время подобных «объятий» материал войдет в состав газопылевых облаков, они дадут жизнь новому поколению звезд и планет,  на которых со временем может появиться жизнь.

Напомним, что недавно астрономы сфотографировали новорожденную звезду, выбрасывающую свое вещество в окружающее пространство.