3,7 километра толщиной: ученые нашли гигантские залежи льда на Марсе

Использовав данные, собранные миссией Mars Express, астрономы нашли массивные залежи льда в районе марсианского экватора. Если их растопить, они бы покрыли поверхность Красной планеты слоем воды толщиной от 1,5 до 2,7 метра.

Борозда Медузы

Залежи находятся в регионе, известном под названием Борозда Медузы (Medusae Fossae).  Она представляет собой обширную область, расположенную на границу между Великой северной равниной Марса и южными нагорьями. Суммарная протяженность всех ее участков превышает 5 тысяч км, а площадь сравнима с территорией Индии.

Карта Марса с отмеченным положением Борозды Медузы. Источник: ESA

Эта гигантская структура сформировалась в результате вулканической активности. Данные орбитальных аппаратов говорят о том, что она покрыта пористым материалом. По всей видимости, это залежи вулканического пепла. Ввиду своей мягкости, материал Борозды Медузы активно разрушается под действием марсианских ветров. Образующаяся в ходе этого процесса пыль, затем разносится по планете.

Огромные залежи льда на Марсе

Еще 15 лет тому назад Mars Express получил данные, указывающие, что под поверхностью Борозды Медузы расположены массивные залежи какого-то вещества толщиной до 2,5 км. Но тогда ученые не были уверены, о чем идет речь.

Снимок одного из участков Борозды Медузы. Источник: ESA/DLR/FU Berlin, CC BY-SA 3.0 IGO

В ходе нового исследования астрономы изучили данные, собранные установленным на Mars Express радаром MARSIS. Анализ показал, что характеристики радарного сигнала соответствуют марсианским полюсам. Как известно, под их поверхностью расположен своеобразный «сэндвич», состоящий из чередующихся слоев водяного льда и спрессованной пыли.

Если данные Mars Express верны, то аналогичные залежи находятся и в районе Борозды Медузы. По уточненным данным, их толщина доходит до 3,7 км. Если растопить весь этот лед, то он покроет поверхность Марса слоем воды толщиной от 1,5 до 2,7 метра.

Карта, найденных Mars Express, залежей водяного льда. Источник: Planetary Science Institute/Smithsonian Institution

По мнению исследователей, эти залежи льда остались от прошлых эпох, когда Красная планета обладала куда более благоприятным климатом и плотной атмосферой. В будущем они могут стать важным подспорьем для марсианских колонистов.

Вы также можете почитать о том, какие животные будут жить рядом с колонистами на Луне и Марсе.

По материалам https://www.esa.int