Ученые обнаружили очень медленную черную дыру

Наблюдения за сверхмассивной черной дырой, расположенной в миллиарде световых лет от Земли, помогли определить ее скорость вращения. Исследование, возглавляемое астрофизиком Дираджем Пашамом из Массачусетского технологического института (MIT), смогли определить скорость вращения черной дыры на основе ее аккреционного диска, что открывает новые возможности для изучения этих объектов. Оказалось, что черная дыра вращается на скорости менее чем 25% от скорости света, что является довольно медленным для таких объектов. Хотя эта цифра не слишком значима, сам факт ее обнаружения является очень важным.

Сверхмассивные черные дыры, расположенные в центрах галактик, имеют массу в миллионы или миллиарды раз больше солнечной. Они играют ключевую роль в эволюции галактик и могут проявляться как спокойные, так и чрезвычайно активные объекты, создавая яркие вспышки света.

В 2020 году астрономы наблюдали необычное явление в галактике за миллиард световых лет от нас. Ранее спокойная черная дыра вдруг выпустила гигантскую вспышку света, названную AT2020ocn. Данные, собранные телескопами, показали, что это, вероятно, было результатом события приливного разрыва — гравитационного уничтожения звезды, которая пролетала мимо черной дыры. Когда звезда разрывается, ее материал образует вокруг черной дыры горячий диск. Звезда может подходить к черной дыре с любой стороны, и диск может смещаться относительно спина черной дыры, вызывая колебания или прецессию, когда черная дыра выравнивает его со своим спином.

«Ключевым моментом было проведение правильных наблюдений. Единственный способ это сделать — установить телескоп и непрерывно наблюдать за объектом в течение длительного времени, чтобы исследовать различные временные шкалы, от минут до месяцев», — отмечает Пашем.

Черная дыра
Черная дыра вдруг выпустила гигантскую вспышку света, названную AT2020ocn

Инструменты, сканирующие небо в поисках объектов, которые внезапно становятся ярче, позволили поймать AT2020ocn довольно рано. Пашем и его коллеги продолжили наблюдения и мониторинг галактики, фиксируя прецессию диска до его стабилизации.

Они обнаружили, что галактика вспыхивает в рентгеновских лучах каждые 15 дней, что они связали с прецессией диска. Используя эти данные вместе с оценкой массы черной дыры (примерно 2,5 млн солнечных масс), ученые смогли вычислить скорость ее вращения.

Эти данные говорят лишь об одной черной дыре, но методика определения ее вращения является действительно полезной. Если мы сможем использовать такие инструменты, как будущая обсерватория Веры Рубин, для обнаружения и наблюдения за событиями приливного разрыва, мы сможем составить карту распределения различных спинов и узнать больше об эволюции черных дыр.

Ранее мы сообщали о том, как самая старая черная дыра разрушает теорию их формирования.

По материалам sciencealert.com