Старейшая черная дыра разрушает теорию формирования этих образований

Исследовательский коллектив обнаружил самую старую черную дыру в ранней Вселенной, что породило новые вопросы о том, как образуются такие древние массивные объекты. Эта черная дыра появилась примерно через 400 млн лет после Большого взрыва, который обозначил начало нашей Вселенной. Сама Вселенная существует уже около 13,77 млрд лет.

GN-z11
Галактика GN-z11, как видно на снимке от GOODS-North. Изображение: Wikimedia Commons

Черная дыра сформировалась в галактике GN-z11, которая является одной из самых отдаленных во Вселенной. Размер GN-z11 составляет всего 1% размера Млечного Пути. Эта древняя черная дыра находится в центре галактики. Результаты исследования были опубликованы сегодня в журнале Nature.

Черные дыры — одни из самых загадочных объектов во Вселенной. Они чрезвычайно массивные, с огромными гравитационными полями, которые притягивают к себе материю из космического пространства. Проблемой их изучения является то, что мы не можем наблюдать, что происходит за горизонтом событий — барьером, из которого ничто, даже свет, не может вырваться. Вокруг этих сверхмассивных черных дыр формируются галактики, включая нашу собственную. Их гравитация также создает гравитационные волны, которые распространяются в пространстве, растягивая его на незаметном уровне.

Обычно считалось, что черные дыры образуются, когда большие звезды сворачиваются сами в себя. Однако, если эта обнаруженная черная дыра образовалась традиционным способом, это заняло бы миллиарды лет. Поскольку она кажется моложе на 400 млн лет, чем сама Вселенная, исследователи утверждают, что нужно пересматривать стандартные модели образования черных дыр.

Черная дыра
Черная дыра. Иллюстрация: Space Engine

«Глядя на такие массивные черные дыры в такой ранний период Вселенной, нам следует рассматривать другие сценарии их образования. В ранних галактиках было много газа, поэтому они могли служить своеобразным шведским столом для черных дыр», — отметил астрофизик Роберто Майолино из Кембриджского университета и Института космологии имени Кавли в университетском сообщении.

В прошлом году космический телескоп James Webb обнаружил самую отдаленную (самую старую) активную сверхмассивную черную дыру, которая образовалась примерно через 570 млн лет после Большого взрыва. Другими словами, разница в возрасте между этими двумя объектами такая же, как между сегодняшним днем и Юрским периодом.

Майолино отметил, что дальнейшее наблюдение James Webb может помочь обнаружить больше черных дыр из ранней Вселенной в ближайшие годы. Обнаружение подобных черных дыр к той, которая находится в ядре GN-z11 -(то есть относительно малых и очень старых), может раскрыть и исследовать процессы образования и роста черных дыр.

Ранее мы сообщали о том, что жуткой вспышке из далекого космоса найдено неожиданное объяснение.