Кометы врезались в Уран и Нептун каждый час на протяжении миллиона лет

Ледяные гиганты на краю Солнечной системы не всегда находились в своем нынешнем положении. Считается, что Уран и Нептун мигрировали со временем к своим нынешним орбитам. Во время этой миграции они накапливали свой вес благодаря ледяным объектам, подобным кометам. Новое исследование предполагает, что на ранних этапах формирования эти планеты подвергались космическим бомбардировкам объектами размером нескольких километров каждый час, что увеличило их массу и обогатило атмосферу.

Уран Нептун
Уран (слева) и Нептун (справа) в правильном относительном размере и цветах. Изображение: NASA/JPL-Caltech

Уран и Нептун — две крайние планеты нашей Солнечной системы. Они отличаются от Юпитера и Сатурна своим составом. Их атмосферы богаты аммиаком, метановым льдом и водой, что придает им характерный голубой оттенок. Уникальным является экстремальный осевой наклон Урана в 98°, который создает впечатление, будто он вращается вокруг Солнца боком. Скорость ветра на Нептуне превышает 2000 км/ч.

Сегодня Солнечная система кажется спокойной, но модель, разработанная в Лазурной обсерватории в Ницце (Франция), предполагает, что планеты-гиганты мигрировали из первоначальных мест к их нынешним орбитам задолго после распада протопланетного диска. Эта модель стала популярной, когда ученые поняли, что для формирования Урана и Нептуна в их нынешних местах потребовались очень длительные периоды времени.

Планета Уран
Планета Уран. Фото: Unsplash

Модель предполагает, что все газовые гиганты, от Юпитера до Нептуна, начинали свой путь на расстоянии от 5 до 20 а.е. Для сравнения, ныне Нептун находится на расстоянии 30 а.е. от Солнца. Катастрофическое, хаотическое событие заставило планеты мигрировать к их нынешним позициям.

Исследования команды из Калифорнийского университета показывают, что Нептун мог начать свой путь ближе к Солнцу, чем Уран. Большая масса Нептуна указывает на такую возможность. Симуляции команды оценили количество аккреции на планетезималях во время миграции.

Нептун
Нептун, как видно с Voyager 2 с расстояния 7 миллионов километров. Фото: NASA

Команда установила, что эти две планеты  подвергались бомбардировке ледяными материалами с высокой интенсивностью. Моделирование показало, что эта бомбардировка могла длиться до миллиона лет со скоростью аккреции до трех планетезималей с радиусом 1–3 км каждый час. Эта скорость менялась в зависимости от того, был ли Уран ближе к Солнцу. В симуляциях, где Уран был самым отдаленным от Солнца, обе планеты аккретировали в одном положении на расстоянии от 22 до 26 астрономических единиц. Когда Уран был ближе к Солнцу, Нептун выступал своеобразным щитом от большинства планетезималей.

Ранее мы сообщали о том, как настоящий цвет Нептуна оказался совсем не синим.

По материалам universetoday.com