Главная Новости Миссия Swarm помогла уточнить Всемирную магнитную модель

Миссия Swarm помогла уточнить Всемирную магнитную модель

Астрономия

Как известно, магнитные полюса нашей планеты находятся в постоянном «дрейфе». Когда в 1831 г. английский исследователь Джеймс Росс (James Ross) достиг северного магнитного полюса Земли, тот располагался в точке с координатами 70°05′ с.ш. и 96°47′ з.д. В 1947 г. соответствующие координаты были совсем другими — 73°9′ с.ш. и 100°9′ з.д.

Скорость смещения магнитных полюсов Земли не является постоянной величиной. 50 лет назад этот показатель составлял 15 км/год для северного полюса, но за последние годы он резко «ускорился» и сейчас ежегодно сдвигается на 55 км по направлению к полуострову Таймыр. В 2017 г. он пересек международную линию перемены дат, покинув территорию канадской Арктики. По состоянию на начало 2019 г. северный магнитный полюс располагался в точке с координатами 86°54′ с.ш. и 170°88′ в.д. Столь быстрое смещение привело к тому, что ученым пришлось подготовить внеочередное обновление Всемирной магнитной модели (WMM), используемой для обеспечения безопасной навигации в Арктике, коммерческих авиаперевозок, поисково-спасательных операций, а также в военных целях.

Изначально выпуск свежей версии WMM был запланирован на 31 декабря 2019 г. Однако, чтобы не допустить возникновения опасных ситуаций из-за накопившихся погрешностей, было принято решение ускорить ее выход. Для этого специалисты воспользовались данными, собранными европейской миссией Swarm, которая состоит из трех спутников на полярных орбитах, выполняющих регулярные измерения характеристик земного магнитного поля. Обновленную версию WMM опубликовали 4 февраля этого года.