Жемчужины январского неба (часть 2)

Михаил Лашко
Научный сотрудник Киевского университета им. Гринченко, председатель правления Киевского клуба любителей астрономии «Астрополис»

Вторая половина января зачастую характерна понижением температуры — «крещенскими морозами». Но для любителей астрономии они могут оказаться вполне благоприятным временем: похолодание часто приносит с собой чистое и ясное небо. При сильном морозе оно особенно прозрачно. «Вымороженная» атмосфера удивительно спокойна, что также способствует удачным наблюдениям. В такие ночи, когда на небе отсутствует Луна, в зимних созвездиях можно отыскать сотни жемчужин глубокого космоса — галактик, звездных скоплений, планетарных и диффузных туманностей, двойных и кратных звезд.

Зимнее небо. Источник: WallpaperUP

Но вначале — об основных событиях, которые во второй половине января произойдут «с участием» тел Солнечной системы.

Вечером 17 января Луна пройдет в градусе севернее Альдебарана (α Тельца, 0,8m). 19 января перед рассветом наш естественный спутник закроет своим неосвещенным краем звезду χ1 Ориона (4,4m), а днем позже — звезду ζ Близнецов (4,0m). Обе этих оккультации видны в Украине.

21 января состоится полное лунное затмение. Оно также будет наблюдаться на всей территории Украины, но в ее юго-восточной части Луна зайдет за горизонт еще до того, как полностью покинет земную тень. Полутеневая фаза затмения начнется в 2:37 UTC (4 часа 37 минут по киевскому времени), теневая — в 3:34 UTC, полностью наш спутник войдет в теневой конус в 4:41 UTC и начнет выходить из него в 5:43 UTC. Величина максимального погружения лунного диска в тень составит 1,31 его диаметра (в 5:12 UTC). Следующее подобное явление в нашей стране мы сможем наблюдать только в сентябре 2025 г.

22 января Венера (-4,3m) окажется на небе в 2° севернее Юпитера (-1,8m). В момент максимального сближения планеты для украинских наблюдателей будут находиться под горизонтом.

Утром 23 января ожидается соединение Луны с Регулом (α Льва, 1,3m), от которого она пройдет в 2° к северу, а 26 января — ее соединение со Спикой (α Девы, 1,0m). Видимое расстояние между ними составит почти 7°. В предрассветные часы 30 января за лунным диском скроется звезда χ Змееносца (4,2m).

Утром 31 января Луна будет видна недалеко от Юпитера и Венеры (ее наиболее тесное сближение с последней произойдет около 18 часов по всемирному времени до расстояния около полуградуса).

На вторую половину первого зимнего месяца в этом году приходятся максимумы блеска долгопериодических переменных звезд AC Геркулеса (17 января, 6,8m) и R Льва (30 января, 5,4m)

Январскими вечерами настоящим «королем» ночного неба становится созвездие Ориона. Еще древние ассирийцы и греки видели в его очертаниях гигантского охотника. Характерной чертой этого созвездия является то, что его видно из любой точки Земли, так как в нашу эпоху небесный экватор пересекает его почти точно пополам. Но так будет не всегда: примерно через 10 тыс. лет на широте Киева останется доступной наблюдениям только его северная половина.

Орион — единственное созвездие, в котором находятся две звезды ярче 0,5m. Более яркая из них обозначена греческой буквой β (бета) и носит имя Ригель. По диаметру она превосходит Солнце в 40 раз, полностью оправдывая звание сверхгиганта. Это тройная звезда. В большой школьный рефрактор без особого труда можно разглядеть в 9 угловых секундах от Ригеля белую звездочку. Судя по спектру, она, в свою очередь, представляет собой является тесной парой звезд, совершающих оборот вокруг общего центра масс почти за 10 дней. Ригель и его спутники очень далеки от Земли — нас разделяет порядка тысячи световых лет.

Как ни велик Ригель, но красная звезда Бетельгейзе — α (альфа) Ориона — несравненно больше. Это одна из немногих далеких звезд, у которой астрономы смогли рассмотреть диск. Правда, сделать это удалось только в 1996 г. с помощью телескопа Hubble. Но еще в начале XX века методами интерферометрии был измерен диаметр Бетельгейзе, и оказалось, что он в 300 раз больше солнечного. Оказавшись на месте Солнца, эта звезда поглотила бы все планеты по Марс включительно. Но еще трагичнее была бы замена Солнца Ригелем: этот пышущий жаром голубовато-белый сверхгигант испарил бы все земные океаны и испепелил бы весь органический мир нашей планеты.

Изображение поверхности Бетельгейзе, полученное комплексом ALMA. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)/E. O’Gorman/P. Kervella

Бетельгейзе — полуправильная переменная звезда. В причудливой кривой изменений ее блеска можно выделить два периода — 180 и 2070 дней. При наложении их максимумов видимый блеск звезды может достичь нулевой величины, а его минимальное значение составляет примерно 1,3m. Интересно, что между колебаниями яркости и изменениями диаметра Бетельгейзе наблюдается хорошее согласие: в максимуме размер звезды минимален, в минимуме — наоборот.

Орион является «чемпионом» по числу входящих в него астеризмов, скоплений и туманностей. Три яркие звезды Минтака (2,2m), Альнилам (1,7m) и Альнитак (2m) образуют известный астеризм «Пояс Ориона», делящий созвездие пополам. Слабые звезды μ, ξ, ν (мю, кси, ню) и ряд других входят в «дубинку Ориона», которой он замахивается на Тельца. В северо-западной части созвездия протянулась изогнутая цепь звезд третьей-четвертой величины — это «Щит Ориона», а звезды 42, θ, ι, υ (тета, йота, ипсилон) образуют «Меч», в котором невооруженным глазом заметно туманное пятнышко — M42, или «Большая Туманность Ориона», самая яркая диффузная туманность нашего неба. Она лежит в 4° к югу от Альнилама (ε Ori, l,7m) — средней звезды «Пояса Ориона».

Туманность Ориона обнаружил в 1610 г. Николя де Пейреск (Nicolas-Claude Fabri de Peiresc). На нее, несмотря на большую яркость, долгое время не обращали внимания. В свое время ее не заметили такие опытные наблюдатели, как Птолемей, Тихо Браге и Иоганн Байер (Johann Bayer). В 1610 г. ее наблюдал Галилео Галилей, а в 1611 г. — Иоганн Цизат (Johann Baptist Cysat). В 1654 г. ее внес в свой каталог туманностей Джованни Годиерна (Giovanni Hodierna), он же первым опубликовал зарисовки этого объекта и обнаружил кратность звезд в Трапеции. Затем в 1656 г. туманность независимо открыл Христиан Гюйгенс (Christiaan Huygens).

Изображение Большой Туманности Ориона, составленное по результатам съемки космического телескопа Hubble. Источник: NASA, ESA, M. Robberto (Space Telescope Science Institute/ESA) and the Hubble Space Telescope Orion Treasury Project Team

4 марта 1769 г. Шарль Мессье (Charles Messier) тщательно зарисовал туманность с целью проверить, не изменяется ли ее вид и местоположение со временем, т.е. не является ли данный объект кометой. Впоследствии, убедившись в неизменности туманности, он внес ее в свой каталог. В 1880 г. M42 стала первым небулярным объектом, запечатленным на фотографии — ее снимок сделал американский астроном Генри Дрэпер (Henry Draper).

M42 — активный регион звездообразования. В ее центральной части, имеющей поперечник около 2,5 световых года, астрофизики идентифицировали 153 протопланетных диска и множество молодых звезд, которые находятся на разных стадиях формирования. Подзорные трубы и бинокли уверенно покажут наиболее яркую, центральную часть туманности. В 100-миллиметровый телескоп уже хорошо различима «Трапеция», два жемчужно-белых «крыла», отходящих от центральной части, и небольшой туманный «клочок» — M43. При наблюдениях в инструменты с апертурой свыше 250 мм M42 производит неизгладимое впечатление: становится видна ее чрезвычайно тонкая структура, которую можно рассматривать часами. Удивительно выглядит и центральная, наиболее яркая часть — два ее края резко очерчены и сходятся почти под прямым углом.

Наблюдая этот замечательный объект, обратите внимание на цвет туманности: некоторые любители отмечают зеленоватый, кирпично-красный или розоватый оттенок. В телескопы диаметром 500 мм и более цвета различных частей проступают более-менее отчетливо, доминируют красно-розовый и бледно-зеленый.

К югу от M42 расположена диффузная туманность NGC 1980, окружающая яркую звезду υ Ориона. Далее к югу можно найти интересный объект NGC 1999. Здесь перед светлой отражающей туманностью находится экранирующее пылевое облако необычной формы. На чистом и темном небе эти подробности видны уже в 200-миллиметровый телескоп.

«Туманность Майрана» M43 (8,0m), по сути, не является самостоятельным объектом — это небольшая часть Туманности Ориона, отделенная от нее темным пылевым промежутком. Ее свечение вызвано тем, что ее освещает молодая переменная звезда NU Ориона (6,5-7,6m). Этот объект можно заметить даже с помощью подзорной трубы как слабый светлый «клочок» в 9 угловых минутах к северу от звезды θ2 Ориона. Лучше всего этот объект воспринимается боковым зрением. В более крупные телескопы можно различить необычную форму туманности, напоминающую запятую, и темные промежутки в ее восточной части.

При поисках туманности M43 в инструменты средней силы можно наткнуться на туманность «Бегущий человек», лежащую в 35′ к северу от Трапеции. Каталог NGC разбивает ее на несколько частей — NGC 1973, 1975 и 1977. Они содержат несколько сравнительно ярких звезд, включая 42 и 45 Ориона (4,6 и 5,3m), и отделяются одна от другой темными прожилками. Поверхностную яркость туманности можно охарактеризовать как слабую, но уже с помощью 200-миллиметрового телескопа смутное сияние вокруг упомянутых звезд различается в условиях умеренной засветки. Севернее находится рассеянное скопление NGC 1981 (4,6m). В его состав входит несколько голубоватых звезд шестой величины, но общее их количество невелико.

Перечисленные выше туманности, в том числе и M42 — это лишь наиболее яркие части гигантского газово-пылевого комплекса, занимающего практически все созвездие Ориона. «Облако Ориона» удалено от нас примерно на 1500 световых лет и находится между спиральными рукавами Млечного Пути. Поперечник этой структуры составляет несколько сотен световых лет. Хотя средняя плотность вещества в туманности ничтожна, из-за колоссальных размеров ее суммарная масса примерно в тысячу раз превышает солнечную.

В северной части созвездия вокруг звезд λ и φ (лямбда и фи) лежат несколько темных туманностей: B30, 31, 32, 225, восточнее — B35 и B36. Рядом с B35 находится чрезвычайно интересный, но слабый объект — молодая переменная звезда FU Ориона (9,5m), освещающая часть близлежащего темного облака.

Обширная фотографическая туманность Sh2-276 «Петля Барнарда» находится примерно в 4° восточнее Пояса Ориона. Ее протяженность по долготе достигает 13°. Выгибаясь к востоку, она проходит от звезды ω (омега) Ориона до Ригеля, самая яркая ее часть лежит в районе рассеянного скопления NGC 2112 (8,6m). Скорее всего, «Петля» представляет собой остаток вспышки сверхновой. Это одна из наиболее протяженных туманностей на небе. При хороших астроклиматических условиях ее северную часть можно рассмотреть в телескоп с диаметром объектива более 70 мм. Рекомендуется также применять широкоугольные окуляры и фильтр Hα.

В 2,5° к северо-востоку от голубоватой звезды ξ (кси) Ориона находится комплекс светлых туманностей, в числе которых — M78. Открыл ее в 1780 г. знаменитый французский «охотник за кометами» Пьер Мешен (Pierre Méchain). Она видна уже в небольшой телескоп (а при благоприятных условиях — и в 50-миллиметровый бинокль) как веерообразное свечение, на которое проецируются две слабых звёздочки 10,5m. Вокруг них и сосредоточена самая яркая и четкая часть туманности. Ее южный край размыт, напоминая хвост кометы.

В окрестностях M78 находится еще несколько диффузных туманностей — NGC 2064, 2067, 2071. Лишь последняя из них доступна небольшим телескопам. Эта веерообразная туманность также содержит звезду 10-й величины.

Комплекс туманностей в Поясе Ориона. Сразу возле Альнитака — крайней левой из трех ярких звезд — видна туманность «Пламя» (NGC 2024), ниже заметна протяженная туманность IC 434 и «Конская голова» на ее фоне. Источник: Digitized Sky Survey, ESA/ESO/NASA FITS Liberator

Следующий комплекс темных и светлых туманностей находится в районе кратной звезды Альнитак (ζ Ориона). Двигаясь с севера на юг, мы увидим объекты IC 431, 432; NGC 2024, 2023, IC 434, 435 и ряд темных включений. Примерно в полградусе юго-западнее Альнитака находится голубоватая звезда 8-й величины, окруженная туманностью NGC 2023, имеющей круглую форму и поперечник около 10′. Она неплохо видна боковым зрением с помощью 150-миллиметрового рефлектора. Всего в 20 угловых минутах к юго-западу расположен знаменитый, но чрезвычайно трудный для визуальных наблюдений объект — «Конская голова», в каталоге темных туманностей Барнарда имеющая номер 33. Практически каждый, кто интересуется астрономией, видел эту туманность на фотографиях, но наблюдавших ее «вживую» сравнительно немного.

Того, кто все же нашел туманность на небе, обычно ждет разочарование: вместо живописного силуэта на ярко-красном фоне виднеется небольшой темный выступ овальной формы, чуть выделяющийся на бледном фоне туманности IC 434. Необходимым условием для отыскания «Конской головы» является именно обнаружение этой слабой светящейся полосы, тянущейся к югу от ζ Ориона. Для успешных поисков необходимо выбрать безлунную ночь с хорошей прозрачностью, использовать телескоп диаметром от 200 мм с водородным Hα-фильтром и вести наблюдения как можно дальше от населенных пунктов, создающих засветку.

Туманность «Конская голова» на снимке космического телескопа Hubble. Источник: Ken Crawford

Еще один объект, на хорошем небе доступный сравнительно небольшим инструментам, находится непосредственно к востоку от Альнитака. Это туманность NGC 2024 «Пламя», также представляющая собой обширную область звездообразования. Ее структуру можно рассмотреть в телескопы диаметром свыше 150 мм. Среднюю звезду в Поясе Ориона окружает большая, но очень слабая туманность NGC 1990 (ее можно выделить из фона неба только в достаточно крупный телескоп).

Неподалеку находятся еще две невзрачных туманности IC 426 и IC 423. Опытным наблюдателям можно порекомендовать еще один объект этого класса — NGC 1788, расположенную вблизи границы с созвездием Эридана. По внешнему виду она напоминает бесформенную планетарную туманность и содержит несколько звезд. На фотографиях четко просматриваются ее форма и структура, а также темная пылевая полоса, закрывающая от нас часть туманности.

Комбинированное изображение туманности NGC 2024 в инфракрасном и рентгеновском диапазоне демонстрирует множество «новорожденных» звезд. Источник: X-ray: NASA/CXC/PSU/K.Getman, E.Feigelson, M.Kuhn & the MYStIX team; Infrared: NASA/JPL-Caltech

Большинство из перечисленных объектов лучше наблюдать с узкополосными фильтрами OIII и UHC, которые немного усиливают их контраст.

Напомним также, что наблюдения на морозе требуют немалой выносливости и осторожности, т.к. при низких температурах металлические детали телескопов охлаждаются настолько, что при касании можно легко получить ожог. Даже если в начале ночи температура была ненамного ниже нуля, к рассвету всегда наступает похолодание, поэтому в зимнее время «астровыезды» за пределы населенных пунктов нужно производить в максимально теплой одежде и обуви. Нелишним было бы также взять с собой компактные нагревательные устройства и горячий чай или кофе в термосе (но ни в коем случае нельзя «согреваться» алкогольными напитками). Желаем вам приятных впечатлений от прогулок по звездному небу!