Знаете ли вы? 12 интересных фактов о Сатурне

Подборка из 12 интересных фактов о самой величественной планете Солнечной системы.

1. Сатурн — самая далекая планета Солнечной системы, которую можно уверенно разглядеть на небе невооруженным глазом (Уран виден лишь на очень темном небе при условии хорошего зрения).

2. В среднем Сатурн удален от Солнца на расстояние 1,4 млрд км. Чтобы совершить один оборот вокруг нашего светила, ему требуется 29,5 лет.

3. Сатурн является наименее плотной планетой Солнечной системы. Его средняя плотность составляет 0,68 г/см³ — почти на треть меньше плотности воды.

4. Небольшая плотность и относительно быстрый период вращения вокруг своей оси (около 10,5 часов) также делают Сатурн самой «сплюснутой» планетой Солнечной системы. Его экваториальный диаметр составляет 120 тыс. км, что на 10 тысяч км больше полярного диаметра.

5. Первым человеком, наблюдавшим кольца Сатурна, был Галилео Галилей. Это произошло в 1610 году. Однако мощности телескопа итальянца оказалось недостаточно, чтобы рассмотреть их структуру. Великий ученый посчитал, что увидел два «придатка» планеты. Когда в 1612 году Галилей снова обратил взгляд на Сатурн, то вовсе не увидел колец, что его очень сильно озадачило. Дело в том, что в тот момент они были видны с ребра, и в маломощные телескопы заметить их было невозможно.

6. Первым человеком, который предположил, что Сатурн окружен кольцом, стал Христиан Гюйгенс. Это произошло в 1655 году.

Сатурн. Источник: NASA/JPL-Caltech/SSI

7. Кольца Сатурна на 99% состоят из частичек водяного льда. Их размеры составляют от микрометров до сантиметров, и (реже) десятков метров.

8. Ширина основной части сатурнианских колец составляет 70 тыс. км. Их толщина намного меньше и колеблется от десятков метров до километра.

9. Кольца Сатурна обладают весьма сложной структурой. Они состоят из нескольких основных колец, которые, в свою очередь, состоят из тысяч узких колечек, разделенных промежутками. Под воздействием гравитации сатурнианских спутников, в них могут формироваться различные образования — более плотные участки, изломы, небольшие объекты (т.н. «снежки» и «пропеллеры») и т.д.

10. Происхождение колец Сатурна до сих пор остается предметом дискуссий. По одной из версии, они возникли вместе с планетой. По другой — кольца образовались относительно недавно, скорее всего, в результате разрушения одного из спутников Сатурна. Последние научные данные свидетельствуют в пользу второй теории.

11. Одной из самых известных достопримечательностей Сатурна, является т.н. гексагон — вихрь шестиугольной формы над северным полюсом планеты. Длина каждой его стороны примерно равна 13 800 км (это больше диаметра Земли).

12. За всю историю лишь четыре космических аппарата посещали Сатурн — Pioner 11 (1979 год), Voyager 1 (1980 год), Voyager 2 (1981 год), а также зонд Cassini. Последний является единственным рукотворным объектом, вышедшим на постоянную орбиту вокруг газового гиганта, на которой он находился с 2004 по 2017 год.