Опубликована интерактивная рентгеновская карта неба

Институт космических исследований РАН опубликовал интерактивную рентгеновскую карту всей небесной сферы. Она была составлена по результатам наблюдений, выполненных рентгеновской обсерваторией «Спектр-РГ». Карта доступна на сайте проекта.

Рентгеновская карта Млечного Пути, полученная обсерваторией «Спектр-РГ». Источник: СРГ/еРОЗИТА © М.Гильфанов, Е.Чуразов (от ИКИ), H.Brunner, J.Sanders (от МПЕ)

Хорошее угловое разрешение и высочайшая чувствительность телескопа позволили нанести на карту более миллиона компактных источников и десятки тысяч протяженных. Лишь самые яркие из них видны как точки. Рассмотреть остальные объекты не позволяет разрешение — они попросту сливаются.

Но и тех источников, что мы видим, более чем достаточно. На карте изображено громадное количество квазаров, ядер активных галактик, рентгеновских пульсаров, звезд Млечного Пути с коронами в тысячи раз более яркими, чем у нашего Солнца, а также протяженные объекты. В числе последних — галактические скопления, остатки вспышек сверхновых, горячая межзвездная плазма и плазма в гало нашей галактики.

В плоскости Млечного Пути можно наблюдать зону сильного поглощения рентгеновских лучей холодным атомарным и молекулярным газом. Она окружена многочисленными яркими источниками рентгеновского излучения. В основном это тесные двойные звездные системы, один из компонентов которых представляет собой нейтронную звезду или черную дыру. В самом центре карты находится сверхмассивная черная дыра Стрелец А* с массой в 4 млн раз превосходящей солнечную.

Самые интересные источники подписаны. Цвета позволяют судить о характерной энергии рентгеновских фотонов. Красный цвет обозначает фотоны с энергией 0,3-0,6 кэВ, зеленый — 0,6-1 кэВ, синий — 1-2,3 кэВ. Эти три диапазона соответствуют температуре излучающего горячего вещества в 3-6 млн градусов (красный), 6-10 млн (зеленый) и 10-25 млн (синий).