Главная Новости Опубликована интерактивная рентгеновская карта неба

Опубликована интерактивная рентгеновская карта неба

Астрономия

Институт космических исследований РАН опубликовал интерактивную рентгеновскую карту всей небесной сферы. Она была составлена по результатам наблюдений, выполненных рентгеновской обсерваторией «Спектр-РГ». Карта доступна на сайте проекта.

Рентгеновская карта Млечного пути, полученная обсерваторией «Спектр-РГ». Источник: СРГ/еРОЗИТА © М.Гильфанов, Е.Чуразов (от ИКИ), H.Brunner, J.Sanders (от МПЕ)

Хорошее угловое разрешение и высочайшая чувствительность телескопа позволили нанести на карту более миллиона компактных источников и десятки тысяч протяженных. Лишь самые яркие из них видны как точки. Рассмотреть остальные объекты не позволяет разрешение — они попросту сливаются.

Но и тех источников, что мы видим, более чем достаточно. На карте изображено громадное количество квазаров, ядер активных галактик, рентгеновских пульсаров, звезд Млечного Пути с коронами в тысячи раз более яркими, чем у нашего Солнца, а также протяженные объекты. В числе последних — галактические скопления, остатки вспышек сверхновых, горячая межзвездная плазма и плазма в гало нашей галактики.

В плоскости Млечного Пути можно наблюдать зону сильного поглощения рентгеновских лучей холодным атомарным и молекулярным газом. Она окружена многочисленными яркими источниками рентгеновского излучения. В основном это тесные двойные звездные системы, один из компонентов которых представляет собой нейтронную звезду или черную дыру. В самом центре карты находится сверхмассивная черная дыра Стрелец А* с массой в 4 млн раз превосходящей солнечную.

Самые интересные источники подписаны. Цвета позволяют судить о характерной энергии рентгеновских фотонов. Красный цвет обозначает фотоны с энергией 0,3-0,6 кэВ, зеленый — 0,6-1 кэВ, синий — 1-2,3 кэВ. Эти три диапазона соответствуют температуре излучающего горячего вещества в 3-6 млн градусов (красный), 6-10 млн (зеленый) и 10-25 млн (синий).