Фото дня: умирающая звезда в созвездии Ориона

Новости астрономии, астрофизики и космологии Фото космоса

При первом взгляде на это изображение может сложиться впечатление, что это какая-то живая клетка, рассматриваемая в микроскоп. Но это не так. На самом деле снимок был сделан при помощи одного из самых дорогостоящих космических инструментов в истории человечества — телескопа Hubble. На фотографии запечатлена планетарная туманность NGC 2022.

Планетарная туманность NGC 2022 глазами телескопа Hubble. Источник: ESA/Hubble & NASA, R. Wade

Туманность расположена в созвездии Ориона на расстоянии около 8100 световых лет. В центре этого огромного сферического облака из газа и пыли располагается умирающая звезда. Когда-то она напоминала наше Солнце, но со временем полностью исчерпала запасы водородного термоядерного топлива и начала расширяться, постепенно превращаясь в красного гиганта.

Некоторое время постаревшему светилу еще удавалось удерживать свою раздувшуюся оболочку. Но в какой-то момент звезда приступила к сбросу верхних слоев атмосферы. Мощное ультрафиолетовое излучение ее обнажившегося ядра, ионизировало газ и пыль, в результате чего образовалась светящаяся в видимом диапазоне планетарная туманность.

Красота этой фазы звездной эволюции сравнима лишь с ее скоротечностью. Через несколько десятков тысяч лет ядро погибшей звезды остынет и сожмется, превратившись в тусклый белый карлик. Он перестанет излучать достаточное количество ультрафиолета для ионизации сброшенной оболочки. В результате газовое облако полностью рекомбинирует и перестанет быть видимым, а потом рассеется в космическом пространстве, став материалом для формирования новых поколений светил и их планет.

По материалам https://spacetelescope.org