Звездные жмурки: куда спрячется Антарес

Двигаясь по небесной сфере, Луна не менее двух раз в году устраивает полные, кольцеобразные или частные солнечные затмения. Значительно чаще она закрывает звезды — такие явления астрономы называют оккультациями. Как и затмения, их можно увидеть только на ограниченной части земного шара, причем желательно, чтобы там в это время была ночь или как минимум сумерки. Но для оккультаций самых ярких светил зодиакального пояса, имеющих блеск около 1-й звездной величины, это несущественно. Именно такое событие ожидает нас 18 октября: в этот день наш естественный спутник закроет звезду Антарес (α Скорпиона).

Плоскость лунной орбиты наклонена к земной чуть более чем на 5°. На первый взгляд, это не так уж много, но на самом деле это в 10 раз больше среднего видимого диаметра Луны на нашем небе. Прямая, по которой пересекаются орбитальные плоскости, называется линией узлов. Если бы она была неподвижной, солнечные и лунные затмения каждый год приходились бы на одни и те же дни, и наш естественный спутник постоянно двигался бы на фоне тех же звезд. На самом же деле эта линия под действием гравитации Солнца и планет медленно вращается с востока на запад (для наблюдателей Северного полушария — слева направо). Поэтому Луна при каждом обороте закрывает немного другую полосу небесной сферы.

Из-за наклона орбиты Луны к эклиптике ее тень или полутень попадает на Землю не каждый месяц, а от 2 до 4 раз в году

Солнце, двигаясь по эклиптике, ежегодно от двух до четырех раз (очень редко — пять раз) неизбежно проходит недалеко от узлов лунной орбиты, и в это время с Земли видно солнечные и лунные затмения. Несколько сложнее с «неподвижными» звездами. Оккультации тех из них, которые расположены недалеко от эклиптики, происходят тогда, когда неподалеку оказывается один из узлов. Это случается примерно раз в 9 лет. На самом деле, поскольку Луна имеет заметный угловой диаметр (как уже упоминалось — порядка половины градуса), а ее «тень» падает на достаточно большую Землю, существует определенный диапазон удаленности узла от небесного тела, при котором наш естественный спутник закроет его от наземных наблюдателей. Поэтому оккультации подобных светил, лучшим примером которых является Регул (α Льва), происходят сериями продолжительностью 1–2 года, разделенными промежутками в 7–8 лет. В такой серии звезда исчезает за лунным диском каждые 27–28 суток, но не все из этих явлений можно увидеть в конкретной точке земного шара.

Немного сложнее со звездами, лежащими вдали от эклиптики. Большую часть времени проекция орбиты Луны на небесную сферу пролегает вдали от них, поэтому никаких оккультаций не происходит. Но дальше наступает период, когда она довольно долго проходит почти по одному и тому же участку неба, и если на нем есть какой-то объект — он будет регулярно «исчезать» за лунным диском, причем продолжительность такой серии может достигать 5 лет. А потом наступает 13-летний перерыв…

Именно это и происходит с Антаресом, который из всех ярких зодиакальных звезд (в их число входят еще Альдебаран и Спика) лежит дальше всего к югу от небесного экватора. Конечно, это усложняет его наблюдение в наших широтах, но все-таки его оккультации в Украине время от времени бывают видны, хоть и не всегда в благоприятных условиях.

Предыдущая серия покрытий Антареса Луной завершилась 21 октября 2009 года. В тот день его оккультация была видна в Киеве, но на высоте менее 3° над горизонтом. Нынешняя серия началась 24 августа 2023 года, когда редкое событие могли наблюдать в Западном полушарии. 21 сентября эта звезда в Украине взошла через 3 часа после того, как появилась из-за лунного диска, и вот, наконец, 18 октября мы сможем увидеть все событие от начала до конца. Проблема заключается в том, что на большей части украинской территории оно произойдет на светлом небе, еще до захода Солнца.

Антарес непосредственно перед исчезновением за темным краем лунного диска 21 октября 2009 года. Источник: Elias Chasiotis

Луна в этот день будет иметь фазу тонкого серпа и закроет Антарес своим темным краем. Раньше других это заметят жители Западной Украины: во Львове оккультация начнется в 16:32 по местному летнему времени. В Киеве это произойдет в 16:43, еще на две минуты позже — в Одессе, в 16:52 — в Харькове. Конечно, наблюдать это явление невооруженным глазом при высоте Солнца 10–15° будет невозможно, но телескопа или бинокля с увеличением 15–20 крат и диаметром объектива более 50 мм вполне должно хватить. Открытие состоится в несколько лучших условиях, особенно для востока страны, где наше дневное светило уже успеет скрыться за горизонтом. Соответствующее время для Харькова — 18 часов 1 минута, для Одессы — 17:59, для Киева — 17:53 (в этих двух городах Солнце будет находиться менее чем в градусе над горизонтом). Наконец, для Львова появление звезды ожидается в 17:44, но высота Солнца в этот момент превысит 5°. Время указано с точностью до минуты, поскольку оно будет отличаться для разных районов городов.

Западнее Антареса (менее чем в 4 угловых секундах от него) расположена звезда-спутник, имеющая блеск около 6-й звездной величины. Увидеть ее отдельно от «основного» светила можно далеко не во всякий телескоп, поскольку она теряется в мощном ореоле красного гиганта и требует хорошей оптики с мощным увеличением, а также почти идеальных атмосферных условий. Иногда эту задачу облегчает Луна, когда более яркий компонент еще находится за ее диском, а менее яркий — уже появился. Впрочем, для этого нужно, чтобы появление звезд происходило из-за ее темного края. Соответствующая конфигурация небесных тел на территории Украины сложится только в ночь с 12 на 13 апреля 2028 года. А 27 августа того же года текущая серия оккультаций Антареса завершится.