Змеиный шрам: Mars Express сфотографировал необычную структуру на Марсе

ESA опубликовало новый снимок, полученный при помощи космического аппарата Mars Express. Центральное место изображения занимает удивительная особенность: темный неровный «шрам», прорезающий местность у подножия гигантского вулкана.

«Змея» у подножия супервулкана

Этот «шрам» известен под названием  Борозда Аганиппы. Его длина составляет около 600 км. Он представляет собой грабен — опущенный относительно окружающей местности участок с крутыми стенами по обе стороны.

Борозда Аганиппы. Источник: ESA/DLR/FU Berlin

Борозда Аганиппы пересекает подножие одного из крупнейших вулканов Марса — горы Арсия. Он расположен в районе провинции Фарсида: огромного нагорья, являющегося домом для крупнейших супервулканов Красной планеты.

Гора Арсия имеет диаметр основания 435 км и возвышается над окружающими равнинами более чем на 9 км. А если проводить измерения относительно нулевой высоты Марса, то она составит 19 км. Для сравнения, самый высокий спящий вулкан на Земле Охос-дель-Саладо (он находится на границе Аргентины и Чили) достигает высоты менее 7 км.

Просачивающаяся лава

Ученые до сих пор не знают, как и когда возникла Борозда Аганиппы. Но кажется вероятным, что она образовалась в результате того, что магма, находившаяся под колоссальной массой вулканов провинции Фарсида, привела к растяжению и растрескиванию коры Марса.

Борозда Аганиппы на топографической карте Марса. Источник: ESA/DLR/FU Berlin

На снимке Mars Express запечатлены два различных вида рельефа: так называемый гуммозный рельеф, состоящий из множества сгруппированных вместе холмов и долин неправильной формы, и лобастый рельеф, состоящий из пологих скал и скалистых обломков.

Эти рельефы характерны для кольцеобразного «ореола» горы Арсия — диска площадью в 100 тысяч км2 вокруг основания вулкана, возможно, связанного с древними ледниками. Интересно, что ореол образовался только на северо-западном фланге вулкана, вероятно, из-за того, что преобладающие ветры с противоположного направления влияли на то, где со временем оседал лед.

Карта региона вокруг Борозды Аганиппы. Меньший прямоугольник обозначает границы области, сфотографированной аппаратом Mars Express. Источник: NASA/MGS/MOLA Science Team

Выдуваемая ветром пыль и песок также оказала влияние на этот регион Марса, создав  интересные зеброподобные узоры. Они возникали, когда темный материал оседал на более светлый грунт и наоборот. На поверхности также видны следы потоков лавы, образовавшихся во времена вулканической активности.

Ранее мы рассказывали о том, как Mars Express сфотографировал «жителей» Города инков.

По материалам ESA