Жуткий космический объект встревожил астрономов загадочным поведением

Команда астрономов из Австралии, которая занимается картографированием радиоволн во Вселенной, обнаружила нечто необычное, встревожившее ученых. Некий объект на задворках Млечного Пути производит мощнейший выброс энергии три раза в час. Это не похоже ни на что из того, с чем ученые сталкивались раньше. Группу, сделавшую открытие, возглавляет астрофизик доктор Наташа Херли-Уокер из Международного центра радиоастрономических исследований австралийского Университета Кертина. Об этом сообщает Sci Tech Daily.

Магнетары
Представление художника о магнетарах — нейтронных звездах с невероятно мощным магнитным полем, иногда производящих всплески сильного радиоизлучения. Известные магнетары делают один оборот за несколько секунд. Теоретически «магнетары со сверхдлинным периодом» могут вращаться намного медленнее.

По мнению астрономов, это может быть нейтронная звезда или белый карлик со сверхмощным магнитным полем. Вращаясь в космосе, странный объект испускает мощное радиоизлучение, конус которого периодически «накрывает» Землю. Буквально на одну минуту из двадцати он становится одним из самых ярких радиоисточников в небе.

Млечный Путь
На этом изображении показан Млечный Путь при взгляде с Земли. Звездочка отмечает положение таинственного повторяющегося транзиента. Источник: ICRAR/Curtin

«Этот объект появлялся и исчезал в течение нескольких часов во время наших наблюдений. Это было совершенно неожиданно. Даже немного жутко, потому что раньше мы не наблюдали на небе ничего подобного. Более того, по космическим меркам он расположен достаточно близко — примерно в 4000 световых лет от нас. Это буквально на нашем «галактическом заднем дворе», — объясняет астрофизик Наташа Херли-Уокер.

Транзиенты

Открытие было сделано с помощью телескопа MWA (Murchison Widefield Array) в глубинке Западной Австралии.  Объекты, которые «загораются и гаснут» во Вселенной, не являются новостью для астрономов — они называют их «переходными процессами» или «транзиентами».

«Изучая транзиенты, вы наблюдаете смерть массивной звезды или некую активность остатков, которые мертвые светила оставляют после себя. Медленные переходные процессы, наподобие сверхновых, могут появляться в течение нескольких дней и исчезать через несколько месяцев. Быстрые транзиенты, вроде пульсаров, вспыхивают и гаснут в течение миллисекунд или даже секунд», — объясняет астрофизик и соавтор ICRAR/Curtin доктор Джемма Андерсон.

Murchison Widefield Array
Телескоп Murchison Widefield Array. Изображение: ICRAR/Curtin

Ничего подобного ранее не наблюдалось

Пульсары вспыхивают на доли секунды, но не на несколько минут. Доктор Андерсон признала, что найденный объект ведет себя действительно очень странно. Он невероятно яркий и по размеру меньше Солнца, при этом он излучает сильно поляризованные радиоволны, что говорит о наличии у него чрезвычайно мощного магнитного поля.

Астрономы планируют поискать другие подобные объекты в обширных архивах телескопа Murchison Widefield Array, чтобы выяснить, было ли это редким разовым событием или же новым и уникальным объектом, который исследователи никогда раньше не замечали.

Напомним, что ранее была обнаружена самая далекая гиперновая во Вселенной.