Обнаружена самая далекая гиперновая

В августе 2016 г. в рамках обзора неба Dark Energy Survey (DES) астрономы зафиксировали вспышку сверхновой. Она получила обозначение DES16C2nm. В последующем, DES16C2nm пронаблюдали многие телескопы, в том числе Hubble, VLT и обсерватории Кека. В ходе анализа полученных данных, астрономы сумели измерить красное смещение сверхновой. Оно оказалось равным 1.998. Это означает, что DES16C2nm вспыхнула, когда Вселенной было около 3.3 миллиардов лет.  По данным наблюдений, на месте сверхновой образовалась нейтронная звезда с очень сильным магнитным полем (магнитар).

Исследователи отнесли DES16C2nm к классу ультраярких сверхновых (гиперновых). Это одно из самых мощных и редких событий во Вселенной. При вспышке гиперновой выделяется на порядок больше энергии, чем при вспышке обычной сверхновой. Как правило, они сопровождаются длинными гамма-всплесками.

Астрономы полагают, что существует несколько механизмов, ведущих к появлению гиперновых. Считается, что они возникают во время коллапса сверхмассивных звезд  (масса более 25 солнечных) приводящего к образованию черной дыры или магнитара. По еще одной версии, гиперновые могут возникать при взрывах гигантских звезд, в недрах которых начали образовываться электрон-позитронные пары.

Взрыв гиперновой в представлении художника. Источник: NASA/CXC/M.Weiss

Помимо очевидного астрофизического интереса, подобные DES16C2nm гиперновые также могут использоваться для получения информации о ранней Вселенной.  По ним, например, можно оценить скорость образования звезд на разных значениях красного смещения. Кроме того, наблюдения за вспышками далеких гиперновых могут дать дополнительные ограничения на физические процессы, которые управляют этими событиями, например, информацию о металличности звезды-прародителя, произведенных в ходе вспышки тяжелых элементах и достигнутых температурах.

По материалам: https://phys.org/news/2018-02-astronomers-reveal-secrets-distant-supernova.html