Женщины за кулисами освоения космоса

История исследования и освоения космоса неразрывно связана с женщинами. И речь не только о таких культовых фигурах, как Валентина Терешкова, Светлана Савицкая или Салли Райд. Мы должны знать о женщинах, без которых многие привычные сегодня вещи были бы невозможны.

По случаю Всемирной недели космоса публикуем часть статьи, посвященной женщинам, стоявшим за кулисами освоения космического пространства. Полная версия материала доступна в новом номере журнала The Universe. Space. Tech.

Космические швеи

Все, кто хоть немного интересуется историей космонавтики, наверно, хорошо представляют, как выглядели скафандры, в которых участники экспедиций Apollo высаживались на Луну. Они защищали астронавтов от температур, колеблющихся в диапазоне от -180°C до +130°C, а также пыли и микрометеоритов.

Составные элементы скафандра Нила Армстронга. Источник: NASA

Но мало кто задумывается над тем, как именно изготавливались эти скафандры. А они в прямом смысле слова шились. Этим занимались работницы компании ILC Dover. Их обучали чтению чертежей, работе с инженерами и высокоточному шитью с использованием новейших ниток и многочисленных тончайших слоев специальной ткани. Ввиду огромной стоимости, последняя хранилась в специальном сейфе.

Цех по пошиву скафандров для программы Apollo. Источник: ILC Dover, LP

Каждый шов тщательно проверялся и исследовался. Астронавты, которые готовились к полету на Луну, периодически приезжали в цех для примерок. Затем готовые скафандры отправляли в госпиталь, где их просвечивали рентгеном, чтобы убедиться, что в них не осталось посторонних предметов.

В 1973 году космические швеи фактически спасли первую американскую орбитальную станцию Skylab. Дело в том, что во время запуска с нее сорвался защитный экран. Поэтому NASA в срочном порядке пришлось заказать специальную «заплатку», которая бы закрыла брешь. Ее изготовлением занималась Айлин Бейкер из компании General Electric. Сшитая ею «деталь»  имела размеры 6,7х7,3 м и состояла из очень тонких слоев алюминия и нейлона. Она была доставлена на станцию вместе с ремонтной экспедицией и успешно установлена на корпусе «небесной лаборатории», сделав возможным пребывание на ней людей.

Создание «заплатки» для станции Skylab. Источник: NASA

В дальнейшем космические швеи тоже не оставались без работы. В частности, они создавали теплоизоляционные одеяла для шаттлов и теплоизолирующие барьеры. И даже в наши дни ручное шитье по-прежнему широко востребовано в космической индустрии. Особенно в случаях, когда материал слишком плотный или шов надо сделать в труднодоступном для машины месте.