Загадочное излучение из центра Галактики объяснили с помощью пульсаров

Ученые предположили, что загадочное гамма-излучение из центра Млечного Пути, известное как Избыток центра Галактики, не является свидетельством существования темной материи. Они объяснили его суммарным излучением ста тысяч пульсаров.

Центр Галактики, откуда идет загадочное излучение
Центр Галактики, откуда идет загадочное излучение. Источник: Википедия

Излучение из центра Галактики создали пульсары

Ученые из Национального университета Австралии недавно объяснили загадочное явление в гамма-диапазоне из центра нашей Галактики. Избыток излучения гигаэлектронвольтного диапазона впервые был обнаружен в 2009 году. Этот феномен получил название Galactic Center GeV Excess, то есть Избыток галактического центра (ИГЦ).

В статье, опубликованной в Nature Astronomy, ИГЦ смогли объяснить миллисекундными пульсарами. Эти тяжелые остатки сверхновых совершают в секунду сотни оборотов. То, что они производят гамма-излучение, было известно давно. Но до сих пор никто не объяснял Излишек галактического центра именно ими, потому что считалось, что отдельная нейтронная звезда для этого слишком слаба.

Однако в модели, предложенной в статье, эта проблема была решена. Авторы предположили, что ИГЦ — результат излучения примерно 100 тысяч миллисекундных пульсаров. И в самом деле ничего невозможного здесь нет. Окрестности галактического центра исследованы достаточно слабо, но известно, что там больше остатков сверхновых, чем на периферии.

Темная материя или пульсары

Несколько сенсационным это исследование делает то, что предложенное объяснение ИГЦ является альтернативным тому, которого придерживались ученые последнее десятилетие. Считалось, что этот избыток является свидетельством существования темной материи.

В основной теории касательно ИГЦ предполагается, что гамма-излучение рождается в процессе самоуничтожения темной материи. Объяснение с помощью пульсаров является значительно менее экзотическим. А прямых свидетельств существования темной материи у нас не так много.

И все же «пульсарное» объяснение ИГЦ никак не опровергает наличие темной материи. Эти остатки сверхновых даже помогают ее искать. Да и огромное скопление нейтронных звезд в центре Млечного Пути само по себе может оказаться интересным.