Ярче в 10 млн раз: впервые обнаружен радиационный пояс у далекой экзопланеты

Ученые впервые в истории смогли увидеть наличие радиационного пояса вокруг астрономического объекта, расположенного за пределами нашей Солнечной системы. Это новаторское открытие касается тела размером с Юпитер, расположенного на расстоянии примерно 18 световых лет от Земли.

LSR J1835+3259
Полярное сияние и окружающий радиационный пояс сверххолодного карлика LSR J1835+3259 в представлении художника. Авторство: phys.org

Астрономы наблюдали пояс, состоящий из энергичных электронов, которые окружают небесный объект. Двигаясь, эти электроны излучают радиоволны. Существование радиационных поясов дает ценную информацию о форме магнитного поля, внутренней структуре и, возможно, даже о наличии спутников вокруг космических тел.

Как обнаружили радиационный пояс?

Чтобы обнаружить подобные радиационные пояса за пределами нашей Солнечной системы, астроном Мелоди Као и ее команда наблюдали за объектом размером с Юпитер, известным как LSR J1835+3259, с помощью сети из 39 радиоантенн, простирающейся от Гавайских островов до Германии. Эта сеть фактически образовала радиотелескоп с диаметром, эквивалентным земному, что позволило исследователям тщательно изучить окружающую среду объекта.

По словам Као из Калифорнийского университета в Санта-Крузе, команда успешно обнаружила пояс, очень похожий на радиационные пояса Юпитера, но примерно в 10 млн раз ярче. Сам объект имеет массу, почти в 80 раз превышающую юпитерианскую. Поэтому вполне возможно, что на самом деле этот объект является либо карликовой звездой, либо массивным коричневым карликом.

Радиационные пояса в Солнечной системе

В нашей Солнечной системе каждая планета, которая имеет магнитное поле, также имеет радиационные пояса. Например, у Земли есть знаменитые пояса Ван Аллена, которые состоят из электронов, захваченных Солнцем. Радиационные пояса Юпитера состоят из частиц от вулканического спутника Ио. В обоих случаях магнитное поле планеты задерживает электроны внутри пузыря, окружающего небесное тело, напоминая светлячков в банке.

Нерешенная загадка

Но остается одна из важных загадок: откуда объект берет электроны для своего яркого радиационного пояса? Экзопланета или звезда не имеют компаньона и не демонстрируют вспышечных выбросов. Хотя вулканический спутник потенциально мог бы объяснить наличие пояса — это остается предположением.

Знание того, что LSR J1835+3259 имеет радиационный пояс, поможет исследователям расшифровывать данные с экзопланет в будущем, даже если непосредственное наблюдение таких поясов остается сложным.

Ранее мы сообщали о том, как космическая радиация и галактические лучи «сводят с ума» электронику.

По материалам Phys.org.