Вулканическая активность Венеры оказалась похожей на земную

Поверхность Венеры покрыта тысячами вулканов, некоторые из которых могут быть активными до сих пор. Новый анализ 30-летних радарных снимков, сделанных космическим аппаратом Magellan, обнаружил новые потоки лавы на планете, что свидетельствует о ее вулканической активности в период между 1990 и 1992 годами.

Венера
Венера. Изображение: Space Engine

Миссия NASA Magellan прибыла на Венеру в 1990 году и сделала первые снимки всей поверхности планеты перед своим погружением в венерианскую атмосферу 12 октября 1994 года. После этого ни один другой космический аппарат не исследовал Венеру. Хотя радиолокационным изображениям уже более трех десятилетий, новые инструменты позволяют исследователям открывать новые детали.

Maat Mons
Компьютерная 3D-модель поверхности Венеры показывает вершину вулкана Maat Mons. Изображение: NASA / JPL-Caltech

Аспирант Университета д’Аннунцио в Италии и ведущий автор новой статьи о вулканизме Венеры Давиде Сулканезе рассказывает, что радарные снимки, которые он и его команда исследовали, являются его ровесниками. «Это очень старые данные. Но с помощью современных технологий мы можем сделать их полезными для новых открытий», — говорит Сулканезе.

Sif Mons
Изменения в радиолокационном сканировании поверхности Sif Mons

Команда проанализировала два набора радиолокационных данных Магеллана, полученных в 1990 и 1992 годах, чтобы найти доказательства вулканической активности. Они обнаружили изменения поверхности в двух областях: Sif Mons и Niobe Planitia. Ученые заметили вариации в радиолокационном обратном рассеянии между изображениями, сделанными Магелланом, что, вероятно, свидетельствует о новых лавовых потоках на поверхности Венеры.

Эти данные не только подтверждают предыдущие исследования, но и предполагают, что современный вулканизм на Венере является распространенным явлением. В марте 2023 года группа ученых обнаружила вулканическое жерло, которое изменило форму и значительно увеличилось в размерах менее чем за год.

Это было первым свидетельством недавней вулканической активности на Венере, но теперь ученые могут лучше понять масштабы этого явления. «Наши результаты показывают, что Венера намного активнее, чем ожидалось. Уровень ее активности сопоставим с земным», — отмечает Сулканезе.

Изменения на плато Niobe Planitia

Изучение активных вулканов может помочь исследователям понять, как недра планеты формируют ее кору и влияют на пригодность к жизни. Венеру иногда называют двойником Земли из-за почти одинакового размера, массы и похожего состава.

«Изучая Венеру, мы можем лучше понять Землю», — говорит Сулканезе.

После длительной подготовки NASA наконец планирует новую миссию на Венеру. VERITAS, запуск которой запланирован не ранее 2031 года, будет исследовать поверхность и ядро Венеры, чтобы понять, как каменистый мир с размерами, похожими на земные, эволюционировал совсем иначе.

Ранее мы сообщали о том, как найден виновник в таинственном исчезновении воды с Венеры.

По материалам sciencealert.com