VST сфотографировал «призрак» гигантской звезды

При некотором воображении, можно представить, что на этой фотографии Обзорного телескопа VLT (VST) запечатлена некая паутина или дымные следы, оставленные космическими духами. Но на самом деле перед нами «призрак» погибшей звезды, также известный как остаток сверхновой в Парусах.

Остаток сверхновой в Парусах. Источник: ESO/VPHAS+ team. Acknowledgement: Cambridge Astronomical Survey Unit

Остаток сверхновой в Парусах находится на расстоянии 800 световых лет в одноименном созвездии, являясь одной из ближайших к Земле подобных структур. Некогда на этом месте располагалась массивная звезда. Но примерно 11 тысяч лет назад она исчерпала запасы своего термоядерного топлива, что привело к коллапсу ее ядра, сопровождавшемуся колоссальным взрывом.

Когда звезда взорвалась, ее внешние слои были выброшены в окружающую газовую среду.  Ударные волны прошли сквозь них, сжимая вещество и создавая сложные волокнистые структуры. Высвобождаемая при этом энергия, разогрела газовые пряди, заставив их ярко сиять, что и демонстрирует фото.

Наиболее интересные участки остатка сверхновой в Парусах. Источник: ESO/VPHAS+ team. Acknowledgement: Cambridge Astronomical Survey Unit

От самой же погибшей звезды остался сверхплотный шар диаметром всего несколько десятков километров, в котором протоны и электроны слиплись, образовав нейтроны. Такие объекты называют нейтронными звездами. Нейтронная звезда в остатке сверхновой в Парусах расположена чуть за пределами сфотографированной области VST, слева вверху от нее. Она вращается со скоростью порядка десяти оборотов в секунду.

Изображение остатка сверхновой в Парусах является мозаикой. Она составлена из снимков, сделанных, установленной на VST, камерой OmegaCAM. Ее  матрица состоит из 268 млн пикселей и может делать фотографии через несколько светофильтров. Этот конкретный снимок был сделан при помощи четырех фильтров. Соответствующие им изображения показаны  пурпурным, синим, зеленым и красным цветами. Сам же VST обладает 2,6-метровым главным зеркалом, что делает его одним из крупнейших в мире телескопов, предназначенных для получения панорамных обзоров ночного неба в видимых лучах.

Вы также можете почитать о том, как Очень Большой телескоп сфотографировал «космическую вертушку».