Возле центра Млечного Пути найден дезинфектор

В области Стрелец В2, находящейся вблизи центра Млечного Пути, найдены молекулы изопропанола. Этот спирт используется на Земле как дезинфектор. Исследование проведено с помощью массива антенн ALMA.

Изопропанол, найденный вблизи центра Млечного Пути, используется как дезинфектор.
Молекулы изопропанола найдены вблизи центра Млечного Пути. Источник: Рhys.org

В космосе нашли спирт-дезинфектор

Группа ученых, работающих с массивом радиотелескопов ALMA, расположенном в Чили, сообщила, что обнаружила около центра Галактики вещество, которое раньше не находили в космосе. Речь идет об изопропаноле. На Земле этот спирт используется преимущественно в качестве дезинфектора.

Вещество было обнаружено в гигантском межзвездном облаке Стрелец В2. Оно известно в первую очередь как источник радиоизлучения, который находится недалеко от сверхмассивной черной дыры Стрелец А*. Эта область расположена на расстоянии примерно в 400 световых годах от центра Млечного Пути и является «звездной колыбелью», в которой рождаются гигантские светила.

Спирты являются одним из наиболее распространенных во Вселенной классов веществ. Но до сих пор ученые находили преимущественно те из них, в молекулах которых мало атомов. Пропанол и его изомер изопропанол, найденные в облаке Стрелец В2, являются самыми тяжелыми из них.

ALMA продолжает открывать органические молекулы

На сегодняшний день в космосе открыто уже 276 различных органических веществ. Эти исследования чрезвычайно важны для нашего понимания, как же возникает жизнь на планетах. Есть свидетельства, что первые этапы синтеза живого из неживого проходят непосредственно в космосе. Для этого ученые изучают спектры излучения и поглощения самых разных объектов.

Работа эта достаточно непростая. Так, группа ученых, открывших дезинфектор возле центра Млечного Пути, ищет такие молекулы у Стрельца В2 уже 30 лет. С самого начала работы они открыли в этом облаке множество простых органических веществ, но затем их работа приостановилась из-за низкой чувствительности однозеркальных телескопов, с которыми они работали.

Однако в 2014 году начал свою работу массив радиоантен ALMA. Его высокое угловое разрешение позволило идентифицировать некоторые достаточно сложные органические вещества. Всего за несколько лет ученые смогли идентифицировать изопропилцианид, N-метилформамид и мочевину.