Восстановлению не подлежит: телескоп Аресибо «похоронили» навсегда

Угасла последняя надежда на восстановление телескопа Аресибо. В 2020 году радиотелескоп был сильно поврежден, но культовую радиоантенну сначала планировали отремонтировать и запустить. Но в прошлом году Национальный научный фонд (NSF) объявил, что не будет восстанавливать или заменять культовую радиоантенну в Аресибо в Пуэрто-Рико. Среди сторонников остался проблеск надежды, что астрономическая инфраструктура, которая еще осталась, в конце концов будет каким-то образом использована.

Аресибо
Повреждения 305-метрового телескопа в обсерватории Аресибо после его падения 1 декабря 2020 года. Остатки инструментальной платформы видны на переднем плане. Авторство: NSF

На этой неделе NSF объявил, что выбрал четыре учреждения для превращения объекта из исторического центра астрономических исследований в просветительский центр STEM-образования (наука, технологии, инженерия и математика) с акцентом на биологию. Биомедицинская лаборатория Cold Spring Harbor Laboratory в Нью-Йорке вместе с Университетом Мэриленда в округе Балтимор, Университетом Пуэрто-Рико (UPR) и Университетом Святого Сердца в Сан-Хуане будут управлять новым образовательным центром.

NSF заявил, что в течение пяти лет инвестирует более 5 млн долларов в создание Центра Аресибо для культурно релевантного и инклюзивного естественно-научного образования, компьютерных навыков и привлечения общественности (Arecibo C3).

Обсерватория Аресибо после обрушения платформы. Источник: Ricardo Arduengo/AFP

В пресс-релизе NSF отмечается, что этот центр будет служить катализатором для расширения и инклюзивного привлечения студентов, преподавателей, исследователей, местных общин и общественности в Пуэрто-Рико и за его пределами к широкому спектру научных, технологических, инженерных и математических дисциплин, передовых исследований и инициатив по развитию человеческих ресурсов. Его открытие запланировано на начало 2024 года.

До разрушения телескопа NSF ежегодно выделял около 7,5 млн долларов на содержание объекта.

След в истории

Телескоп Аресибо был радиотелескопом со сферическим рефлектором диаметром 305 м, вмонтированным в естественную воронку и расположенным вблизи Аресибо, Пуэрто-Рико. Его строительство завершили в 1963 году, и более 50 лет он был крупнейшим в мире одноапертурным телескопом. Его рекорд побил китайский FAST в 2016 году.

Обсерватория Аресибо. Источник: UCF Today

Аресибо использовался в трех основных областях исследований: радиоастрономии, науке об атмосфере и радиолокационной астрономии. Он способствовал значительным прорывам в астрономии и космологии, в частности открытию первого двойного пульсара, первого миллионсекундного пульсара и первых экзопланет, а также помог в изучении астероидов и планет Солнечной системы. Кроме того, обсерватория играет важную роль в поиске внеземного разума (SETI).

Начало проблем

Проблемы с телескопом начались в 2017 году, когда ураган Мария пронесся над Пуэрто-Рико, срезав одну из 29-метровых антенн, обломки которой пробили тарелку в нескольких местах.

В начале 2020 года обсерваторию временно закрыли из соображений безопасности из-за землетрясений. Впоследствии ряд повреждений кабелей привел к тому, что в декабре 2020 года 900-тонная инструментальная платформа, подвешенная над обсерваторией, упала на гигантскую тарелку культового телескопа и очень сильно ее повредила.

Потеря важного детектора

После падения многие призывали восстановить телескоп или построить на этом месте еще лучший. Группа астрономов предложила соорудить площадку со 102 13-метровыми тарелками для создания обсерватории Аресибо «следующего поколения», расположив их в фиксированной круговой решетке 130 м в поперечнике. Это было бы меньше половины диаметра оригинального телескопа Аресибо, но с более чем сотней приемников он был бы намного чувствительнее. Похоже, что это предложение было проигнорировано NSF.

Обсерватория Аресибо после обрушения платформы. Источник: Ricardo Arduengo/AFP

В прошлом году NSF решил, что Аресибо должен служить центром образования и просветительской деятельности в области STEM. Это решение было принято, несмотря на то, что в рекомендациях Десятилетнего обзора планетарной науки и астробиологии отмечалось, что потеря планетарного радара обсерватории Аресибо значительно ограничивает возможности дальнейшего определения характеристик объектов, потенциально угрожающих Земле. Существующая радиолокационная инфраструктура может наблюдать лишь половину астероидов, которые когда-то можно было увидеть с Аресибо.

Ранее мы рассказывали, что потеряла наука вместе с легендарным радиотелескопом Аресибо.